Век спустя в Беларусь вернулись частицы знамени полоцкого кадетского корпуса

23 сентября 2013-го из Нью-Йорка в Минск были привезены частицы знамени Полоцкого кадетского корпуса. С того момента, как знамя покинуло белорусскую землю, прошло 99 лет. Как же получилось, что святыня отечественного кадетства оказалась за океаном? И есть ли шанс вернуть знамя из США домой?

Для начала – о самих кадетах. По-французски это слово означает «младший», и изначально так называли юных дворян, поступивших на военную службу, но еще не получивших офицерский чин. В 1653 году в Бранденбурге была сформирована военная школа, воспитанники которой стали именоваться кадетами.

До Российской империи нововведение добралось летом 1731 года. Тогда императрица Анна Иоанновна подписала указ о создании кадетского корпуса, «дабы служивших отцов дети, имея надежное пропитание, обучались кто к каким наукам склонность имеет». А родиной белорусского кадетства стал Шклов, где в 1778 году фаворит Екатерины II Семен Зорич на собственные деньги основал военную школу для местных ребят.

Полоцкий кадетский корпус был основан 25 июня 1835 года по приказу Николая I.

За 82 года существования он дал «путевку в жизнь» примерно четырем тысячам мальчишек, большинство из которых затем стали офицерами (никто их к этому не принуждал, но, согласно статистике, «штатские» профессии после корпуса выбирали лишь 9 ребят из 100). Поступали в Полоцкий корпус по преимуществу дети из Витебской, Могилевской, Смоленской, Виленской, Гродненской и Белостокской губерний. Отличительными чертами полоцких кадет были черный однобортный мундир, черная фуражка с красным околышем и красные погоны с белым кантом и золотой шифровкой П.К. В 1845 году корпусу было пожаловано знамя образца 1816 года.

Среди других корпусов империи Полоцкий выделялся своим демократизмом: все его ученики и воспитанники, вне зависимости от чинов и заслуг, были между собой на «ты». Не было в корпусе и национальной розни. Об этом говорит старая кадетская песня: «Малоросс и поляк, белорус и русак — все под кровлей одной уживалися. Вот где дружбы святой был рассадник густой, уваженье и честь развивалися…»

В корпусе действовал негласный кодекс кадетской чести. Ни в коем случае нельзя было выдавать начальству товарища, виновного в какой-либо шалости, не позволялось жаловаться на однокашников и заискивать перед преподавателями. Тот, кто не следовал этим правилам, получал от кадет прозвище «старашка» и пользовался общим презрением. Но, видимо, желающих нарушать кодекс не находилось — сейчас по фамилии известен один-единственный кадет, которого соученики звали Старашкой.

Среди выпускников корпуса было немало знаменитостей. Кадетами-полочанами были, к примеру, пианист и композитор Ян Тарасевич – автор первых музыкальных произведений на стихи Максима Богдановича, основатель Слонимского краеведческого музея Иосиф Стабровский, один из первых белорусских военных летчиков Глеб Алехнович, генерал Казимир Левицкий, чья подпись стоит под завершившим русско-турецкую войну 1877-78 годов мирным договором, отец-основатель русской электротехнической науки Николай Писаревский. Самым известным выпускником корпуса стал генерал-майор Роман Кондратенко, геройски погибший в 1904 г. во время обороны Порт-Артура (шесть лет спустя корпусу было присвоено его имя).

Был среди полоцких кадет и святой – старец Варсонофий Оптинский, в миру Павел Плиханков, достигший на военной службе чина полковника.

Именно в Полоцком корпусе в 1903-10 гг. учился единственный отпрыск императорского рода Романовых, получивший образование в Беларуси, — князь императорской крови Олег Константинович, внук основателя корпуса Николая I.

Талантливый поэт и литературовед, князь Олег с началом Первой мировой войны ушел на фронт и геройски погиб в бою в сентябре 1914 года. В память о нем первая рота корпуса была названа Олеговской.

В том же самом сентябре 1914-го корпус был эвакуирован из Полоцка. Кадет поротно распределили по Симбирскому, Владикавказскому и Одесскому кадетским корпусам, при этом форму полочане сохранили свою. Знамя вывезли в Симбирск, где оно хранилось в корпусном храме. Когда в 1918-м прошел слух, что большевики намерены уничтожить знамя, два кадета (фамилии их остались неизвестными) ночью срезали полотнище с древка и передали его сестре милосердия Евгении Свирчевой-Овстрахт. Она, в свою очередь, в июне 1919 года передала знамя представителям Кавказской Добровольческой армии. За это Евгению наградили Георгиевской медалью 4-й степени № 484474. А кадеты, спасшие знамя, поплатились за этот поступок жизнью – были расстреляны большевиками…

В 1920 году Полоцкое знамя было вывезено белыми в югославский город Сараево, где хранилось в музее Русского кадетского корпуса. 10 сентября 1944 г. знамя под охраной сотни кадет было вывезено из Югославии в Германию. Единственный и последний послевоенный вынос знамени в Европе состоялся 5 декабря 1948 года в лагере для перемещенных лиц Шляйсхайм под Мюнхеном. А в два часа дня 8 августа 1949-го старинная реликвия отправилась в далекий путь — за океан, в Лос-Анджелес. Увозил ее кадет Борис Белоусов. Такое решение приняли потому, что большое число бывших кадет к этому времени переселилось в Штаты.

С 1957 года знамя Полоцкого кадетского корпуса находится на хранении в синодальном Знаменском соборе Нью-Йорка.

Этот собор со временем стал настоящей сокровищницей: там находятся коронационная мантия Николая II, облачение патриарха Тихона, знамена Симбирского и Сумского кадетских корпусов, знамена Дроздовских стрелковых полков…

Полоцкое знамя – самая старая из этих реликвий. Оно хранится в свернутом виде и выносится только по очень значительным поводам.

Разговоры о том, что место кадетской святыни – на родине, в Полоцке, идут в Беларуси уже не первый год. Тем более что с 2010-го в стране официально существуют кадетские училища, в том числе и Полоцкое.

Сегодня полоцкие кадеты носят форму образца начала ХХ века, в училище хранится портрет князя Олега, в городе восстановлен памятник генералу Кондратенко.

Но только в сентябре 2013-го белорусы смогли увидеть святыню своими глазами и прикоснуться к ней. От лица общественного объединения «Белорусский союз суворовцев и кадет» в США отправились Максим Мисько и Вячеслав Бондаренко.

…Нью-Йорк, Верхний Манхэттэн, угол Парк-авеню и 93-й улицы. Знаменский собор представляет собой солидный трехэтажный особняк постройки XIX века, теряющийся на фоне окружающих его 20-30-этажных громадин.

В небольшом зале, украшенном портретами православных иерархов, – семь кадет-ветеранов, хранителей знамени. Старшему, Валентину Мантулину – 92 года. Именно он в далеком 1949-м передал знамя Борису Белоусову, который вывез знамя из Германии в Штаты.

Гостей из Беларуси приветствуют торжественным построением и старой кадетской песней «Братья, все в одно моленье…» Несмотря на более чем почтенные лета ветеранов, их голоса звучат уверенно, бодро.

Потом официальная часть, взаимные приветствия. И, наконец, самое волнующее – вынос знамени. Свернутое полотнище осторожно разворачивают на большом столе. Слышен еле уловимый шорох – это отпадают частички ветхой ткани.

— Мы заключили знамя в прозрачную кисею, — говорит 70-летний князь Владимир Голицын, сын кадета, — но годы берут свое. Полотнище уже очень-очень старое, ему 168 лет. Поэтому мы стараемся не трогать знамя без лишней необходимости.

— Обратите внимание на то, что в правой части полотнища словно «отъеден» большой кусок, — подхватывает 83-летний сын полковника Белой армии, двоюродный брат Марины Влади Владимир Федоров. – Это след старой корпусной традиции: кадеты после выпуска отщипывали себе на память кусочек ткани.

Князь Голицын бережно подбирает несколько небольших фрагментов ткани, выпавших на стол, собирает их в конверт и передает нам: «Пусть эти частички знамени теперь находятся в Беларуси». Неожиданный дар принимаем с благоговением. Ведь по всем канонам частица знамени ценится так же, как само знамя.

Сразу же после встречи в соборе – поездка в Ново-Дивеевский Успенский монастырь в часе езды от Нью-Йорка. Самое большое православное кладбище США – больше 7 тысяч могил.

И скромный памятник всем кадетам, сохранившим верность Родине за ее пределами. На памятнике высечены названия всех кадетских корпусов, в том числе и Полоцкого.

Так можно ли надеяться на возвращение Полоцкого знамени в Беларусь? На данный момент – вряд ли. Причина на поверхности: вконец обветшавший оригинал знамени не вынесет не то что перевозки в аэропорт и 9-часового перелета – он может погибнуть уже в процессе выноса из здания собора.

Поэтому было принято решение изготовить в Беларуси точную копию знамени, освятить ее в Знаменском соборе Нью-Йорка на оригинале и привезти на вечное хранение в Полоцк. Там же будут находиться и фрагменты оригинального полотнища, запаянные в специальный медальон. В дальнейшем оригинал знамени ждет тщательная реставрация – возможно, с участием белорусских специалистов.

А пока – 23 сентября 2013 года частицы знамени Полоцкого кадетского корпуса впервые за 99 лет прибыли в Беларусь.

Вячеслав Бондаренко

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Белорусский союз суворовцев и кадет