Накануне нашего зимнего полевого выхода синоптики выдали неутешительный прогноз: оранжевый уровень опасности, циклон Аксель. Но утром 5 января стояла тихая, зимняя погода с минимальным «морозом». Кадеты первого курса вместе с учителями и офицерами отправились на безымянную высотку за городом в урочище Семень. Вот и многоэтажки с шумными улицами позади. Мы пересекаем железную дорогу и буквально скатываемся с заснеженной насыпи. Гуськом идем друг за другом, протаптывая в снегу тропинку. За лесополосой раскинулось поле с зарослями камыша по кромке. Но тишину нарушил дружный топот бегущих из лесополосы людей в маскировочных костюмах. Они мгновенно, не дав нам опомниться, взяли несколько наших кадет в «плен». Мы, конечно, растерялись. Но потом бросились в атаку освобождать собратьев. Увы… время было потеряно. Утешало только то, что нападавшие были наши старшекурсники. Ну а к первому «боевому» крещению мы оказались не готовы. Это был нам урок и напоминание, что мы не на прогулке, а на настоящих учениях в полевых условиях.
У основания высотки уже горит костер и в котлах кипит вода для приготовления обеда. Об этом позаботились заранее приехавшие сюда офицеры. Мы оставляем рюкзаки и идем к мемориалу. Внимательно слушаем рассказ учителя истории Павла Владимировича Денисенко.
— Здесь в первые месяцы Великой Отечественной войны разыгрались драматические события. Долгие годы о них никто не вспоминал, потому что это было время потерь и отступлений. И лишь несколько лет назад молодежь Гомеля восстановила несправедливо забытые имена и события. С первых дней войны в Гомеле был сформирован полк народного ополчения. Около города вырыто 28 километров траншей, созданы минные поля, на улицах возведены баррикады. 12 августа 2-я немецкая армия начала штурм города, немецкая авиация беспрерывно бомбила его. Исключительно тяжёлые бои шли в районе деревень Семёновка и Покалюбичи, где вместе с войсками Красной Армии оборону держали ополченцы и бойцы отдельного батальона Гомельского гарнизона (командир майор Н. С. Исаев). Советские войска не только оборонялись, но и контратаковали, 14 августа выбили врага из деревни Семёновка. Встретив упорное сопротивление на этом направлении, немецкие войска усилили атаки на Гомель с северо-востока и со стороны Добруша. В районе Ветки гитлеровцы форсировали Сож и захватили городской посёлок, однако советские войска задержали дальнейшее передвижение врага и нанесли ему значительные потери. Использовав превосходство в силах, 19 августа немецкие войска ворвались в Гомель. На левом берегу Сожа, в Новобелице бои шли ещё трое суток.
Особенно жестокие бои были на подступах к Гомелю недалеко от современного микрорайона Волотова. Очертания оборонительных сооружений четко просматриваются и сейчас на всей территории холма.
…В августе сорок первого немцы брали Гомель, окружив его с двух сторон. В районе высотки сосредоточились три батальона Ченковского полка. Среди защитников Гомеля были работники вагоноремонтного завода, ТЭЦ-1, фанероспичечного предприятия, сотрудники НКВД, НГБ и военнослужащие внутренних войск. Двое суток бойцы народного ополчения сдерживали превосходящего во много раз по численности врага. Немецкая пехота и танки вынудили советских бойцов отступить. Вторая и третья батареи ушли за реку Сож в леса. Первая осталась на поле боя. Очевидцы рассказывают, что высотка и ее подножие были устланы трупами гомельчан. Полтысячи погибших похоронили на близлежащих сельских кладбищах… Ожесточенные бои у высотки разгорелись и в сорок третьем, когда хозяевами выгодного стратегического положения были немцы.
Наш полевой выход на безымянную высоту начался с минуты молчания у мемориала защитников Гомеля.
Затем кадеты заняли позиции для «сражения» в учебной эстафете. Наши офицеры были строгими судьями. И вот уже первые участники из команд стремительно рванули по заснеженной дороге на вершине высотки с учебными автоматами. Достаточно низкая «мышеловка» требует навыков, чтобы проползти под натянутым шнуром с флажками, не задев препятствие. И дальше — стремительный бег к площадкам для разборки и сборки автомата Калашникова, а затем стрельбы из пневматической винтовки. Три пули – три выстрела. И опять бегом к команде. Потом команды соревновались в переноске «раненых» на носилках.
Разбор «полетов» выявил все наши задачи на будущее. Многому нам предстоит научиться, чтобы выполнять поставленные задачи. Но ведь на то и есть полевой выход.
Пока мы «сражались» на вершине высотки, старшекурсники приготовили обед, поддерживали костер. Очень кстати были макароны с тушенкой и горячий чай. От такой походной пищи никто не отказался.
Зимний день заканчивался, и мы поспешили вернуться в город. На обратном пути мы были собранными и начеку. Но «засада» тоже устала и не испытывала нас больше на прочность. Зимний полевой выход запомнится нам надолго. Здесь мы ощутили силу плеча друга, стремление взводов к победе, опыт и умение организовать учения наших офицеров. На высотке мы прикоснулись к героическим страницам истории нашего города и страны, вспомнили доблестных защитников Отечества, дело которых мы обязательно продолжим!
кадет Сергей Александров