Леонид Мальцев, генерал-полковник,
председатель Государственного пограничного комитета:
— Училище лично для меня — это самовоспитание, самообразование. Оно дало определенные ориентиры.
Любой, кто окончил суворовское военное училище, и сегодня чувствует себя суворовцем, потому что это не только определенный отрезок жизни, детские воспоминания. Это уже образ жизни.
И вольно или невольно ты чувствуешь себя суворовцем.
Я и сейчас чувствую.
Это навсегда.
Виктор ГУМИНСКИЙ, заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси, заместитель председателя РОО “Белая Русь”:
— Минское суворовское училище, без преувеличения, дало мне путевку в жизнь. Еще в начальной школе я перечитал в библиотеке все книги по военной тематике. А однажды на уроке истории рассказывал о какой-то битве, и, видимо, настолько всех увлек, что учитель уверенно заявил: “Ну, Виктор, быть тебе военным”.
Непременный атрибут суворовца — хорошее образование. Лично я очень любил историю, литературу, военные предметы, не было проблем и с физической подготовкой (все-таки годы нелегкого крестьянского труда не прошли даром). Особенно мне нравились лыжные гонки, я и сейчас регулярно выступаю за сборную парламента на Минской лыжне. Сложнее было с точными науками, хотя и по математике, и по физике, и по химии получал только хорошие и отличные оценки. Там же я научился танцевать бальные танцы, вальс. Для этого к нам приглашали девчонок из хореографического училища, но прежде чем вальсировать с ними, все суворовцы должны были научиться танцевать со стульями.
Конечно, особые слова благодарности хотелось бы выразить своим преподавателям. Среди них было немало участников Великой Отечественной войны, а начальник суворовского училища генерал-майор Федор Рудской воевал на Курской дуге, трижды горел в танке. Эти люди своим примером, своими рассказами о войне учили нас главному — любви к родине, стремлению быть настоящим офицером, защитником своей страны.
Петр ЧАУС, генерал-полковник, бывший министр обороны Республики Беларусь, председатель международной ассоциации “Кадетское братство”:
— Мы были детьми войны, сироты, которые до училища испытали на себе холод и голод. Поэтому первое впечатление от училища было восторженное. Из окон училища мы смотрели, как строится заново разрушенный войной Минск. Мы облагораживали и свою территорию, посадили деревья во дворе училища, они растут там и сейчас — память о первых выпускниках.
Мы не были избалованными детьми, все знания, навыки, советы, которые нам давали, мы усваивали с удовольствием. Самым сложным для нас был русский язык. Мы, деревенские дети, учились в белорусскоязычных школах и русского языка на уровне суворовского училища не знали. Поэтому каждый день после занятий мы писали диктанты-десятиминутки, а на следующий день был разбор наших работ, аттестация и комментарии ошибок.
Николай КАРПЕНКОВ, начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Беларуси:
— В училище я пришел, когда мне было пятнадцать лет. Тогда вовсю шли боевые действия в Афганистане, а у нас был период юношеского максимализма, романтизма, поэтому мы чуть ли не всем взводом готовы были писать рапорта, чтобы нас отправили в горячую точку защищать интересы страны.
Учеба для нас не была легкой прогулкой. Вспоминаются наряды, экзамены, многокилометровые марш-броски, в том числе зимой в полном снаряжении, с оружием. Но мы были коллективом единомышленников, всегда поддерживали друг друга, и трудности переносились легче. В училище имелись прекрасные возможности для овладения в совершенстве иностранными языками, и сегодняшним умом я, наверное, уделял бы этому больше внимания. А тогда увлекался другим, мне очень нравилась зарубежная военная техника, и я мечтал стать танкистом.
Жизнь по строгому распорядку для подростков — серьезное испытание. Но мы никогда не чувствовали себя обделенными, в чем-то ущемленными. Наоборот, во время увольнительных, на дискотеках, танцуя с девчонками, очень гордились своей формой, алыми погонами и считали себя элитой в мальчишеской среде. Учеба в суворовском училище закладывает крепкий нравственный стержень в человеке, формирует качества, необходимые каждому мужчине: силу, уверенность, храбрость, самостоятельность, умение обучаться новому. Впоследствии мне это очень помогало на разных должностях. В советские годы выпускники-суворовцы особенно котировалась, их сразу ставили командирами отделений или заместителями командиров взводов. Я начинал с заместителя командира танкового взвода, служил в службе безопасности Президента, возглавлял спецподразделение по борьбе с терроризмом “Алмаз”. И всегда в трудные моменты воспоминания о суворовском училище были для меня хорошей мотивацией.
Юрий ЛИТВИН, начальник ГАИ МВД Республики Беларусь:
— Мой отец был военным, и мне хотелось пойти по его стопам. Поэтому поступление в Суворовское училище было для меня обдуманным решением. Сначала было непросто перестроиться после школы на строгий распорядок дня. Но это только полтора-два месяца. Потом полностью вливаешься в эту жизнь, привыкаешь. И многие трудности уходят, становится легче, учиться интереснее, потому что преподавали замечательные учителя. Никогда не забуду учителя математики Григория Исааковича Элькинда. Он любил математику всей душой и прививал нам интерес к предмету. У нас была хорошо организованная культурная программа — мы посещали театры Минска, музеи. Прошло много лет, но наше суворовское братство остается нерушимым, контакты не теряются.
Валентина ДУБОВЕЦ, Евгений КОНОНОВИЧ
По материалам «Народной газеты»