Новое исследование Клуба жирналистов Гомельского городского кадетского училища

Лейтенант Пущин: человек, корабль

Завершился очередной совместный проект клуба молодых журналистов Гомельского городского комитета ОО БРСМ и учащихся Гомельского городского кадетского училища.

На этот раз кадетам удалось исследовать интересную судьбу военного морского офицера Леонида Пущина и корабля, названного его именем «Лейтенант Пущин».

Тема родилась совершенно неожиданно. Изучая судьбы моряков-белорусов, которые служили на флоте, в архивных документах военного морского флота России участниками клуба «Жеведа» была обнаружена информация о том, что в годы Первой Мировой войны у берегов Варны взорвался от вражеской мины миноносец «Лейтенант Пущин». 75 членов экипажа погибли. Среди них было шесть белорусов. Неожиданной была и другая информация о том, что память Леонида Петровича Пущина и погибших членов экипажа корабля «Лейтенант Пущин» увековечена в городском поселке Паричи Светлогорского района Гомельской области.

Вопросов возникло много, но найти ответы на них стало большой удачей. И в этом немалая заслуга будущих офицеров и их учителя истории Павла Денисенко. Из различных источников и архивных материалов кадеты вместе с учителем нашли документы почти полуторавековой давности. Помогли краеведы и историки России и Болгарии.

Судьба свела кадет на просторах интернета с сотрудником Кронштадтского Морского музея Ариной Мельниковой. Оказывается, Лёня Пущин был собратом-кадетом. С семи лет он зачислен в Кронштдатское морское кадетское училище. Затем офицерский опыт приобретал в морском кадетском корпусе Кронштадта.

К слову, род Пущиных славится храбростью, верностью Отечеству. Из дворян Пущиных вышло более шестидесяти военных офицеров армии и флота. Известность Пущиным принесли братья Иван и Михаил, причастные к громкому делу декабристов – представителей дворянства, впервые в России выступившие за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостничества, поднявшие 14 декабря 1825 года восстание.

После ссылки в Сибири и реабилитации Михаил Иванович Пущин с женой Марией Яковлевной поселился в родовом имении в Паричах. Пущины открыли в Паричах женское духовное училище. Им занималась Мария Яковлевна, а Михаил Иванович продолжал службу в царской армии комендантом Бобруйской крепости.

На высоком берегу Березины в Паричах покоится прах Михаила и Марии Пущиных. В Светлогорске одна из площадей носит имя легендарных Пущиных, которые сделали немало для духовного развития этого региона.

Что же касается Леонида Петровича Пущина, то с белорусскими Пущиными он состоит в дальнем родстве. Сведений об их отношениях найти не удалось. Так почему же в сухопутной Беларуси появилась памятная доска морякам царского флота?

К сожалению, память бывает не всегда благодарной. Так случилось и с могилой Леонида Петровича. Она утрачена в Феодосии. Так случилось и с погибшим миноносцем «Лейтенант Пущин», который воевал во время Первой Мировой войны. (В этом году мировое сообщество отметит 100 лет со дня её начала). А многие события, свидетельствующие о безграничной отваге и мужестве славянских воинов, к сожалению, казалось бы, ушли в небытие. Но есть среди нас неординарные следопыты, которые поднимают из морских глубин, из архивных недр уникальные пласты истории. Так случилось и с останками миноносца «Лейтенант Пущин». Его обнаружили болгарские дайверы у берегов Варны. Они сообщили о своей находке в Русское географическое общество и координаторам проекта «Поклон Кораблям Великой Победы» в Москве. Снарядилась международная экспедиция. По традиции, затонувший корабль признается братской могилой. На дно опускается памятная табличка с фамилиями членов погибшего экипажа, а на суше устанавливается точно такая же. Вот и возник вопрос у военных историков и дайверов, где же установить табличку легендарным морякам миноносца «Лейтенант Пущин». И оказалось, что белорусские Паричи – единственное место на постсоветском пространстве, где почитают род Пущиных, где сохранили и ухаживают за могилами славных представителей этого рода.

Как рассказал кадетам военный историк из Москвы Константин Стрельбицкий, решение было однозначное – увековечить на суше память о лейтенанте Пущине, одноименном корабле и его команде в поселке Паричи. Сюда участники экспедиции привезли капсулу с грунтом, взятым на дне Черного моря у затонувшего корабля, и табличку с фамилиями погибших членов экипажа.

Считанные примеры в истории флота, когда именем здравствующего офицера называли военное судно. Но подвиг дворянина Леонида Петровича Пущина был беспримерным, неоценимым в годы Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В 1907 году за подвиг, совершенный Леонидом Пущиным и его командой, одному из миноносцев Черноморского флота России было присвоено имя лейтенанта.

Благодаря шести членам экипажа миноносца №1 и его капитана Лейтенанта Пущина, эскадры парохода «Константин», которой командовал тогда еще лейтенант и в будущем прославленный адмирал Степан Осипович Макаров, до конца войны был выведен из строя самый мощный турецкий боевой миноносец «Иджалие». И не силой, а смекалкой и храбростью был осуществлен этот успешный морской бой. Специальным приспособлением – шестом на корме русского миноносца № 1 – к борту противника доставили мину. От взрыва пострадало и судно Пущина. Один матрос погиб, а пятеро и капитан пытались доплыть до берега. Но сильным течением их относило к месту боя. Так экипаж миноносца№1 оказался в турецком плену. Это были долгие месяцы неволи. Уникальную возможность узнать больше о подвиге лейтенанта Пущина и его команды дала кадетам научный сотрудник Кронштадского Морского музея Арина Мельникова. Она прислала копии архивных документов, рассказывающих о судьбе и карьере Леонида Петровича. Сохранились даже письма Пущина, написанные из плена.

Различные дипмиссии вели переговоры с турецкими властями, и они увенчались успехом. Экипаж миноносца №1 освободили из неволи.

Вся жизнь Леонида Петровича связана с морем. Долгие годы он возглавлял феодосийский карантинный порт, прожил интересную и долгую жизнь.

О неординарной судьбе Леонида Пущина кадеты вместе с участниками клуба молодых журналистов ГК ОО БРСМ «Жеведа» создали информационный проспект, где разместили основные важные материалы своего исследования. Более обширную информацию представил в своей работе учитель истории Гомельского городского кадетского училища Павел Денисенко, которую с интересом заслушали на республиканских краеведческих чтениях.

Собранный материал займет одну из экспозиций в создаваемом музее Гомельского городского кадетского училища и будет лучшим образцом офицерской судьбы, которая послужит примером мужества и героизма для юношей и девушек, избравших себе профессию защитников Отечества.

И, конечно, кадеты с огромным удовольствием посетили памятное место в Паричах, где покоятся Мария и Михаил Пущины, а также установлена табличка в четь героя человека и героя-корабля лейтенанта Пущина.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Белорусский союз суворовцев и кадет