Настало время изучать Суворова по-новому

24 ноября исполняется 291 годовщина со Дня рождения А. В. Суворова. Суворов бессмертен, его имя, дела и свершения останутся в народной памяти навсегда. С каждым веком суворовские победы сияют все ярче и ярче, освящая неувядаемой славой исторический путь, воодушевляя ее защитников на жертвенное служение и подвиги во имя Отечества.                                                                   

«Наука побеждать» Александра Васильевича Суворова — это выдающееся литературное наследие великого русского полководца, под командованием которого были разгромлены лучшие армии Европы.

Воинское искусство Суворова по своему значению и масштабам выходит далеко за национальные рамки, являясь частью мирового воинского наследия.Александр Суворов всегда оставался преданным патриотом, последовательным и непримиримым борцом за самостоятельный путь развития русского воинского искусства.

По значимости личности и следу, который оставил после себя Александр Суворов, его можно сравнить, пожалуй, лишь с великим китайским полководцем Сунь Цзы, жившем в VI веке до н. э., автором одного из самых известных воинских трактатов всех времен и народов — «Искусство войны».

«Наука побеждать» Суворова является подробным наставлением по строевому и тактическому обучению войск.

«Наука побеждать» состоит из 2 частей:

  • Ученье разводное, или пред разводом

Представляет собой примерный план тактическо-строевого обучения войск и предназначено для командиров частей (батальона, полка и выше)

  • Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом

Является тактической памяткой для солдата, в которой изложены не только тактические указания, но и основные правила поведения, служебный и нравственный кодекс русского воина.

«Наука побеждать» раскрывает сущность воинской тактики и системы обучения и воспитания войск, как это понимал и применял на практике великий русский полководец.

Основу «Науки побеждать» составляют стратегические взгляды Суворова на общие принципы ведения войны.

Не секрет, что Суворов был сторонником активной наступательной стратегии.

Главной задачей такой стратегии было уничтожение противника.
А бой был средством для решения этой задачи.

Тактика Суворова, положенная в основу «Науки побеждать», проникнута духом самого решительного наступления.

Стремительное наступление, атака, удар в штыки – это те формы ведения боя, которые главным образом признавал и использовал великий полководец.

В «Науке побеждать» Суворов теоретически обосновал преимущества наступательной тактики, описал основные принципы и технику ведения наступательного боя.

Основы тактической школы

Основы тактической школы Суворова составили правильное соотношение 2-х основных факторов боя: человека и оружия.

Приоритетное значение полководец отвел человеку. А точнее, моральным и боевым качествам русского солдата, воспитанного в сознании воинского долга.

Суворов создал собственную тактическую и военно-воспитательную школу, целью которой было развитие в солдатах таких качеств, как инициативность, находчивость, сообразительность.

Суворов говорил: «Каждый воин должен понимать свой маневр».

Наука побеждать была всецело направлена на воспитание бойца, сознательно выполняющего свою боевую работу.

При этом развитие высоких моральных качеств солдат позволили Суворову создать свою «смелую нападательную тактику».

Тактика нападения имеет огромное моральное преимущество нападающего перед обороняющимся.

Основы тактики Суворова изложенной в «Науке побеждать» заключаются в трех базовых принципахглазомер, быстрота, натиск.

Глазомер

Суворов писал: «как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить».

Буквально истолковать слова полководца можно, как необходимость оценки обстановки в результате проведенной на месте разведки.

Быстрота

Самая сильная и самая характерная сторон тактики Суворова. Фактор времени необычайно ценен, особенно на войне.

Суворов говорил: «На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего…».

На войне быстрота действий, как известно, возможна только при условии высокой подвижности войск.

Суворову удавалось достичь изумительной подвижности войск, которая превосходила все общепринятые в то время нормы.

Быстрота движений была необходима Суворову в качестве средства упреждения противника, а также являлась средством тактической внезапности. Но главное, быстрота движений позволяла захватить инициативу в бою.

Суворов был уверен, что тактическая внезапность имеет огромный моральный эффект, являющийся залогом успеха.

Тактическая внезапность нередко позволяла восполнить численный недостаток сил.

Натиск

Однако быстрота и внезапность, считал Суворов, являются только подготовкой условий для натиска.

Натиск, говорил Суворов, это стремительный и сокрушительный удар, совершаемый с полным напряжением всех сил, который завершается преследованием полным разгромом противника, решая исход боя.

Суворов вкладывал в понятие натиска не только физическое действие, но и моральную составляющую, а именно:

  • Неудержимый порыв вперед;
  • Веру в свои силы;
  • Чувство коллектива («нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет»);
  • Тактико-техническое содержание (технические действия в разных видах атаки).

«Наука побеждать» Суворова учит простоте, конкретности и гибкости. Требует отказа от шаблонов в мышлении и действиях.

Двусторонняя сквозная атака

Особое внимание великий полководец уделял воспитанию воинов, создав собственную методику и систему обучения.

Основой обучения было следование принципу:

Учить тому, что требуется на войне.

Главным пунктом обучения воинов, согласно методике Суворова являлась двусторонняя сквозная атака.

Данный прием не применялся никем до Суворова и имел не только стратегическое, но и воспитательное, и моральное значение.

Сквозная атака вводила солдата в обстановку, максимально приближенную к боевой, и воспитывала в нем порыв двигаться вперед, стремление достать врага в рукопашной схватке.

Согласно методике обучения, разработанной Суворовым для подготовки солдата необходимо было исключить все, что могло:

  • понизить моральный дух воина,
  • вызвать в нем чувство страха, или
  • инстинкт самосохранения.

«В двусторонней сквозной атаке – обороняющаяся сторона встречает атаку огнем, а при подходе атакующего на 30 шагов сама переходит в штыки«.

При этом, об отступлении Суворов запрещал даже помышлять…

«Наука побеждать» использует все, что способствует поднятию духа солдат.

Суворов призывал воспитывать в солдатах уверенность в своих силах, чувство непобедимости, ощущения превосходства над любым противником.

Суворов часто повторял, обращаясь к солдатам: «Богатыри! Неприятель от вас дрожит!».

Уверенность полководца в своих чудо-богатырях, передавалась солдатам.

Воины не сомневались, что для них нет непреодолимых препятствий. «Ров не глубок, вал не высок!»…

Сила воздействия личности Суворова была чрезвычайно велика.

Солдаты безгранично верили в своего полководца и верили каждому его слову.

Суворов мог потребовать от своих воинов огромного физического и морального напряжения, но они не концентрировали свои мысли на трудностях или опасности.

В «Науке побеждать» сказано: «солдатский ранец – не ранец, а ветер… взвод не поднимается с привала, а вспрыгивает, надевает ветры и бежит вперед…»

«Наука побеждать» является глубоко патриотичным произведением.

Преданность Родине, вера в творческие силы русских людей и в их способность преодолевать любые препятствия – это то, что положено в основу русских воинских традиций и описано великим русским полководцем Александром Васильевичем Суворовым в «Науке побеждать». Удивительно и общее впечатление от прочтения «Науки побеждать». Эта книга не просто повествует об организации тренировок, маневрах на поле битвы, и правилах воинского быта, — в ней содержится сам дух суворовских побед, неукротимая энергичная целеустремленность.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Белорусский союз суворовцев и кадет