Герои живут, пока их помнят. К сожалению, обстоятельства не всегда этому способствуют. Так случилось и с братской могилой в деревне Романовичи Гомельского района. Нет, народная тропа здесь всегда была. Из года в год сюда приходили сельчане, ухаживали за скромным захоронением, подкрашивали металлическую пирамидку, ограду. Сельские активисты даже благоустроили территорию внутри ограды плиткой. Здесь всегда были цветы. За давностью времен стерлись из памяти у людей обстоятельства гибели воинов Великой Отечественной войны, да и поколение сменилось.
На территории Улуковского сельсовета четыре братских могилы. Надо отдать должное людям старшего поколения, которые не только ухаживают за братскими могилами, но и просматривают списки безвозвратных потерь в архивах. Благодаря их трудам в деревне Улуковье была проведена верификация захоронения, получен грант в Гомельском областном Совете депутатов за гражданскую инициативу, добавлены собственные средства и обустроен новый, достойный мемориал.
Дошла очередь и до братской могилы в Романовичах. При сегодняшних возможностях не сложно было установить, что осенью 1943 года в Романовичах был размещен полковой медпункт. Сюда и везли раненых бойцов, которые форсировали реку Сож.
До освобождения Гомеля оставались считанные дни. 4-я Бежицкая стрелковая дивизия 25 стрелкового корпуса 11 армии Белорусского фронта с утра 12.11.1943 года, выполняя приказ командира корпуса, начала мелкими отрядами на всех переправах форсировать реку Сож, чтобы главными силами и ударом с юго-востока и северо-востока овладеть городом Гомелем. Задача штурмовых частей дивизии заключалась в обеспечении левого фланга наступающей с плацдарма на западном берегу реки Сож группировки 11 армии в направлении Хальч – Лопатино (главный удар) и на Старое Село (вспомогательный удар), и наступлении на Поколюбичи.
101-й стрелковый полк со 2-м дивизионом 40-го артиллерийского полка дивизии имел задачу форсировать реку Сож малыми группами на участке исключительно безымянного ручья, который в двух километрах юго-западнее деревни Рудня, реки Ипуть, и захватить плацдарм на западном берегу. В дальнейшем форсировать водную преграду главными силами и во взаимодействии с 39 стрелковым полком овладеть городом Гомелем с северо-востока.
3-й стрелковый батальон 101-го стрелкового полка начал форсирование Сожа в 9.45 12.11.1943 года. Первая лодка с экипажем 5 человек во главе с командиром взвода с младшим лейтенантом Сахаревым переправилась на противоположный берег, где и закрепилась. Из группы один боец ранен.
После переправы первой лодки был погружен ещё один десантный отряд на четырёх лодках и двух паромах. В результате сильного огневого воздействия противника по переправе при отчаливании прямыми попаданиями были выведены из строя три лодки, утонули 8 человек и 8 человек выплыли ранеными на свой берег.
Форсирование было остановлено. Вновь попытки форсировать реку Сож продолжились 13 и 14 ноября 1944 года в районе Пахомьева Монастыря. И только 15.11.1943 года подразделениями 101-го стрелкового полка удалось под шквальным огнём противника успешно форсировать водную преграду главными силами.
После форсирования эти подразделения вышли на восточный берег безымянного ручья в двух километрах западнее Пахомьева Монастыря. Частью сил одним стрелковым батальоном с приданными подразделениями полк вёл огневой бой с восточного берега реки Сож на боевом участке от Пахомьева монастыря до деревни Якубовка.
В результате боёв за 12-18 ноября 1943 года в районе форсирования у Пахомьева Монастыря и в районе боевого участка полка от монастыря до Якубовки (сдан 115-й УР в ночь 19.11.1943 года) погибли 70 солдат и офицеров этой части. Данные о потерях содержатся в донесениях с именными списками безвозвратных потерь частей 4-й стрелковой дивизии.
Погибших в боях солдат и офицеров хоронили в разных местах в основном в братских могилах полков и отдельных подразделений на дивизионном кладбище в районе Пахомьева Монастыря (ныне воинское захоронение №2003 поселок Ильич Гомельского района) и некоторых других местах в зависимости от ситуации. Места первичного погребения погибших военнослужащих полка указаны в донесениях о безвозвратных потерях и схемах.
В частности на общем кладбище в деревни Романовичи были похоронены 9 человек, о чём имеются соответствующие записи в документах о потерях дивизии и место погребения указано на схеме.
Сведения о погибших бойцах были найдены в архиве Память народа представителями общественного объединения Белорусский союз суворовцев и кадет. Вот эти воины: младший лейтенант Еникеев Муса Заганчикович, младший лейтенант Вершинин Геннадий Васильевич, младший лейтенант Кушнаренко Григорий Анатольевич, рядовой Рыжев Александр Антонович, рядовой Лащевский Николай Лазаревич, рядовой Артеменко Петр Федорович, рядовой Руденок Степан Семенович, младший сержант Пушнов Андрей Михайлович, рядовой Барков Иван Иванович.
Дальше события развивались стремительно. Разные люди объединились в одной инициативе – достойно увековечить имена павших воинов. Это и поисковая группа «Пошук» Улуковского сельсовета, и жители деревни Романовичи, и представители Белорусского союза суворовцев и кадет, Республиканского общественного объединения «Патриоты Беларуси». Спонсорскую помощь оказали представители либерально-демократической партии Беларуси. Было получено разрешение на установку памятника воинам от руководства Улуковского сельского совета.
22 марта этого года на гражданском кладбище Романовичей было людно. Здесь состоялся митинг по случаю открытия памятника после реконструкции захоронения. Здесь присутствовали многие участники этого проекта, кадеты Гомельского кадетского училища, учащиеся Романовичской средней школы, настоятель храма Святого Николая Чудотворца деревни Романовичи иерей Николай. Выступающие отметили, что здоровая гражданская инициатива способна осуществлять такие конструктивные проекты. И это выразилось не словами, а конкретными делами ради сохранения исторической памяти и в честь глубочайшей признательности воинам Великой Отечественной войны, погибшим за освобождение города Гомеля, района, Республики Беларусь, которые в этот день шагнули из безызвестности в бессмертие.
Татьяна Якименко