«Я в милицию пойду – пусть меня научат!»
Мой родной город – Светлогорск. И в каждое увольнение я с удовольствием еду домой к родителям, бабушкам и дедушкам. Мне все нравится в моем городе. Он не похож на другие города. Это город-лес. Почти в каждом дворе и вдоль тротуаров растут бережно сохраненные строителями мачтовые сосны.
С удовольствием я хожу на берег реки Березины. Это глубокая и широкая река, обрамленная густой растительностью. Вот такое природное богатство в моем городе. Каждый мой земляк с любовью отзывается о Светлогорске. Здесь есть предприятия, есть где работать. В городе проживает 85 тысяч человек. Очень развита социальная инфраструктура. Есть много спортивных залов, площадок и бассейн. Город построили в историческом месте возле поселения Шатилки, которым владел помещик Шатило.
Но есть в истории моего города черная страница, которую каждый уважающий себя горожанин готов перевернуть. О ней не хочется вспоминать. Особенно тяжело это делать старшим родственникам, которые были свидетелями того ужаса, который нагрянул на Светлогорск в далекие 80-е годы. Но нет-нет да и вспомнят они те трагические дни, когда разбушевался в городе спид, вызванный захлестнувшей его наркоманией. Сегодня только отголоски этой трагедии напоминают о тех временах. К сожалению, отголоски – это больные люди, которые в те годы были юными подростками, массово втянутыми в пагубную стихию.
Сегодня город живет спокойной размеренной жизнью. На учете в наркослужбе состоит мизерный процент – около трехсот человек. Вот, пожалуй, и все о тех грустных и печальных событиях.
Я даже не мог себе представить, что обо всем этом узнаю подробнейшим образом, а главное, познакомлюсь с человеком, который одним из первых бросился спасать своих земляков, а потом и «лечить» больное общество, освобождая от пагубного пристрастия к наркотикам. Это
экс-начальник УБОП МВД по Гомельской области Юрий Афонин. Учился он в свое время в одной из школ Светлогорска, служил в армии, работал на целлюлозно-картонном комбинате. В те времена многим активным молодым людям давали комсомольские путевки на учебу в силовые вузы. В 1976 году такое направление получил и Юрий Афонин. Он стал курсантом Минской высшей школы МВД СССР. Уже лейтенантом вернулся в родной город. Первыми тревогу забили медики, обнаружив инфицированных спидом людей. Может и не хотелось чиновникам придавать огласке неприятные события, но милиционеры понимали, что это зло победить не так просто.
Боролись всеми законными методами. Это была масштабная профилактическая, разъяснительная работа со многими слоями населения. Злостные наркоманы и распространители наркотиков привлекались к ответственности.
До сих пор многие ветераны уголовного розыска помнят очерк о милицейском офицере Афонине в популярной тогда советской газете «Комсомольская правда». По правде, от журналистов ждали резонансный материал о печальном явлении в Светлогорске. А получился очерк о слаженной работе сотрудников уголовного розыска области и города Светлогорска, в частности Юрия Афонина, который с 1983 года возглавил отделение угрозыска Светлогорского ГРОВД.
Тогда столичные журналисты сослужили капитану Афонину добрую службу. Ведь не всегда информация о буднях районных милиционеров в подробностях доходит до высокого начальства. А здесь статья в «Комсомольской правде» была прочитана в самых высоких милицейских кабинетах. И все равно капитан Афонин с опаской ехал к тогдашнему министру Внутренних дел Белоруссии Виктору Пискареву. В знак благодарности за службу капитан милиции из Светлогорска получил от генерал-лейтенанта именные часы. А вскоре Афонин был направлен на учебу в Академию МВД СССР в Москву.
С опытом работы, с хорошим образованием Юрия Александровича и определили на службу в «горячую точку». Его назначили начальником отдела внутренних дел Хойникского района. Все, кто пережил Чернобыльскую катастрофу, знают, что это значило. Достаточно сказать, что многих ликвидаторов аварии уже нет в живых. В первую очередь пребывание на загрязненной территории угрожало здоровью людей. Участие милиции в переселении граждан, охране оставленного государственного и частного имущества, поддержание правопорядка на загрязненных территориях заслуживает отдельного рассказа. Все это Юрий Афонин пережил со своими многочисленными сослуживцами.
Рамки сочинения не позволяют рассказать много интересных эпизодов из биографии Юрия Александровича, о которых я узнал при встрече с ним.
Когда он возглавлял УБОБ УВД Гомельского облисполкома, приходилось выезжать на самые изощренные преступления для оказания помощи районным сыщикам. Я заметил, что каждая эпоха подносит обществу те проблемы, которые рождаются в результате экономических. Мои старшие родственники иногда вспоминают девяностые годы, когда многие люди ездили торговать в Польшу. Скупалось все по низким ценам, а нередко и похищалось на предприятиях и организациях. Есть спрос, и появлялись и предложения. И не всегда это ограничивалось дорожной сумкой «мешочника».
Юрий Александрович рассказал нам, как во времена дефицита поступил в милицию звонок. Сообщалось, что на аэродроме в военном городке «Зябровка» загружен товарами целый самолет. И все бы ничего, если бы самолет не принадлежал Российской Федерации, да еще и военному ведомству. По сообщению, в самолете находились продукты и промышленные товары. Все это исчислялось тоннами. Количество продуктов составляло месячный запас военного городка, где жили семьи с детьми. Теперь я знаю, что в каждой стране потребительский рынок защищен. А всякие перекосы могут спровоцировать множество негативных явлений для людей.
Поэтому долго рассуждать сотрудникам УБОПА не пришлось – нужно было предотвратить вылет самолета. И ничего не оставалось делать милиционерам, как подъехать двумя «Жигулями» на взлетную полосу аэродрома под самое шасси самолета. И уж потом начались служебные разбирательства о происхождении товаров, загруженных в самолет.
Риск, решительность всегда приносили Афонину успех в работе. А преступники бывали очень изощренными. В истории управления уголовного розыска Гомельского облисполкома немало таких фактов. Один из них запомнился многим тогдашним убопникам. Это громкое дело на «Кристалле» — предприятии по огранке алмазов. Обработанный алмаз – это бриллиант. Соблазн был велик. И изобретательные огранщики умудрялись наращивать алмазы при огранке. Получались бриллианты в несколько каратов. Продукция не учитывалась, и хитрыми путями уходила на черный рынок. «Скромные» рабочие днем ничем не отличались от всех, а вечером могли себе позволить хорошо отдохнуть в ресторане. Сыщики получили информацию, что какая-то компания рассчиталась в ресторане бриллиантом. Вот и потянули за «ниточку».
Труд Юрия Александровича отмечен многими служебными наградами. Сам он с удовлетворением рассказывает о годах службы в милиции, о своих коллегах, о непростых временах, которые уже ушли в историю страны и его судьбы. Из рассказа офицера милиции Афонина я понял, что правоохранителю нужно четко понимать свое назначение – все для блага людей и общества. А лично сам я узнал в подробностях грустную историю своего города, узнал о человеке и его коллегах, которые встали грудью за здоровье моего Светлогорска и отстояли его в очень сложной борьбе.
Даниил Георгиевский, 3 курс 1 взвод