Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает человека крыльями вдохновения. У каждого кадета нашего училища есть такой милый сердцу уголок. Но есть и общее пространство, которое стало близким, дорогим и любимым — Полесье. Одно поколение кадетов сменяет другое. Но спроси многих выпускников, что они вспоминают интересного в своей кадетской жизни, и они ответят: «Птичь». В этом коротком слове вмещаются самые разные ассоциации. Птичь – это железнодорожная станция, населенный пункт, река с живописными берегами и буйной растительностью, густыми лесами с диковинными деревьями. Это героическая история Полесского края и родной Беларуси.
В минувшие выходные в очередной раз группа кадет отправилась по любимому маршруту. Большинство ребят ехали в долгожданную поездку впервые. Все они являются участниками поискового клуба «Алые погоны». На этот раз пришлось немного отступить от привычного маршрута. А дело все в том, что во время летних поисковых работ совместно с представителями 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь ребята поделились с военнослужащими своими планами в предстоящей поездке. Тогда и поступило предложение от командира роты изменить намеченный маршрут и пообщаться с жителями деревни Колки Петриковского района, расспросить у них о возможных неучтенных захоронениях бойцов Красной Армии в окрестностях населенного пункта. Заранее мы связались с человеком, который хорошо знает этот район. Андрей Григорьевич Плыткевич охотно согласился показать нам обозначенную военными местность. Рассказал о тех объектах, которые были на ней в годы войны и после. Офицеры, сопровождавшие ребят, зафиксировали географические координаты, а все вместе внимательно слушали сельчанина о тех событиях, которые происходили здесь в годы Великой Отечественной войны. О них Андрей Григорьевич знал от своих родителей. Теперь кадетам предстоит большая работа с архивными документами и, возможно, повезет найти списки безвозвратных потерь бойцов, отступавших в 1941 году и освобождавших от фашистов деревню Колки в 1944 году.
Побеседовали мы и с председателем местного сельсовета Анной Владимировной Сенько. Но Андрей Григорьевич рассказал нам, что он часто бывает в лесах, собирает ягоды и грибы, рыбачит на берегах Птичи. Посетовал, что видит «работу черных копателей». Их не интересуют неучтенные захоронения, вернее интересуют раритеты в них. А после себя они оставляют следы своих похождений с признаками наличия останков бойцов. Несколько таких мест он показал нам. Мы убедились, что Андрей Григорьевич прав. Отметив на карте места погребений, оставили вешки.
Дальше наш путь лежал в деревню Беседки. Некогда многолюдная, она стала дачной, а на зиму здесь остаются всего несколько десятков семей. Здесь мы сделали запас питьевой воды и в сопровождении лесников Мышанского лесничества направились к своей постоянной стоянке на берегу Птичи. Лесники провели с нами инструктаж о мерах пожарной безопасности во время пребывания в лесу, пожелав хорошего отдыха.
По дороге мы посетили дот №263. Это один из самых сохранных объектов на участке Мозырского укрепрайона №65, который расположен на территории Гомельской области почти на 128-ми километрах. Единственная пробоина в стенах дота говорит о том, что, если в доте были бойцы, то выжить у них не было шансов. Небольшой объект длительной обороны имеет две посадочных площадки. На сегодняшний день к доту хороший доступ, вокруг вырублена площадка леса. Благодарные полешуки разместили на доте небольшую табличку с номером дота и со словами благодарности защитникам нашего Отечества.
Дальше лесная дорога уходила вглубь леса. Она сложная для автотранспорта. Деревья вплотную сузили ее и позже мы поняли почему. Добравшись до линии железной дороги обнаружили, что переезд через нее демонтирован. Значит дорога оказалась уже невостребованной. Конечно, это нас огорчило. У всех желающих посетить заповедные места стало меньше шансов на такое путешествие. Самая интересная крепость «Мина» №232 — теперь для экстремалов.
Недалеко от нее мы и разбили свой лагерь на берегу Птичи. Там все осталось нетронутым. Когда-то лесники подвезли на стоянку доски и кадеты построили стол со скамейками. Готовое кострище, бревнышки вокруг него, чтобы можно было коротать приятное время у костра. Уже на привычные места устанавливаем палатки. Булькает ужин в казане. Внизу катит свои быстрые воды Птичь и по голосам наших кадетов-рыбаков слышно, что на берегу ликование. И действительно — первая удача и подарок от рыбной Птичи — крупный лещ на несколько килограммов.
Вечер у костра — самый задушевный момент. Сгущаются сумерки и наступает тишина. Нет, кадеты не собирались забираться в палатки и спальники. Здесь есть особый ритуал. Когда глубокая темень окутывает лесные просторы, путешественники отправляются в подземную крепость. Мы не раз рассказывали читателям об этом уникальном фортификационном объекте, состоящем из четырех дотов, соединенных сотнями метров галерей. Сюда-то и устремляются кадеты, чтобы испытать себя на некоторую прочность и силу духа. Разбиваются по парам. В руках у каждого коробок спичек, фонариками пользоваться нельзя. На противоположных концах крепости стоят наши офицеры. Пошли! Вот здесь-то вспоминаем до мелочей впечатление предыдущих наших путешественников. Порой сложновато отличить вымысел от правды. Готовы мы встретить в крепости от привидений до летучих мышей, услышать чье-то дыхание за спиной, а биение собственно сердца принять за стук сердец воевавших здесь бойцов Великой Отечественной. Но никто не дал обратный ход.
Струсить? Здесь земля дрожала во время мощных артатак противника. С отрывом от фронта стояли насмерть окруженные бойцы различных подразделений: 75 стрелковой дивизии первого призыва, матросы Днепровско-Пинской флотилии, кавалеристы кавдивизии Городовикова, пограничники 18-го погранотряда НКД. А по железной дороге под мощнейшим обстрелом и бомбежками с воздуха курсировали бойцы Брянского 6-го отдельного дивизиона бронепоездов. Собранные нами документы говорят о том, что Мозырский укрепрайон стоял насмерть до последнего патрона. И лишь приказ Ставки обязал защитников Отечества в последних числах августа по возможности взорвать фортификационные объекты и покинуть их, форсировав Днепр и Припять… Покинуть, чтобы вновь вступить в неравный бой с врагом под Киевом и погибнуть…
Вот с такими мыслями очень хотелось бы встретить в крепости хоть одного бойца из 41-го, чтобы поклониться ему в пояс. Но, этого не случилось… Да, тут же из впечатлений «новобранцев»-посетителей 232 «Мины» родились новые легенды, которые мгновенно потом разойдутся по училищу и станут одним из многих поводов мечтать и собираться на Птичь еще и еще раз.
Объем газетной площади не позволяет выразить все впечатления, описать все моменты нашего путешествия, передать наше восхищение и подытожить багаж знаний, которые мы получили в уникальном уголке нашей Родины. Но! Мы не можем только удивляться и восхищаться. Мы должны выполнять и свой долг перед ушедшими поколениями, делать свой вклад в сохранение памяти и истории своей страны для потомков.
В Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь ушел от нас информационный лист о местах неучтенных захоронений бойцов Рабоче-крестьянской Красной Армии, погибших при освобождении нашего Отечества в 1944 году. Надеемся, что и в следующем сезоне мы будем служить Родине в одном строю с представителями 52-го отдельного специализированного поискового батальона Вооруженных Сил Республики Беларусь в память о тех, кто сохранил для нас возможность родиться, жить, учиться, строить свою судьбу в мире.