Полоцкий военный род Кайгородовых дал немало выдающихся личностей. Среди них был и средний сын преподавателя Полоцкого кадетского корпуса, генерал-майора Никифора Ивановича Кайгородова – Михаил. Он появился на свет в Полоцке 25 октября 1853 года. Старший брат Михаила, Дмитрий, впоследствии стал известным ученым, профессором Лесного института, а младший, Нестор, — генерал-лейтенантом, комендантом Выборгской и Свеаборгской крепостей.
Начальное военное образование будущий генерал получил во 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии. 9 августа 1870 г. юноша поступил юнкером в старейшее и самое знаменитое русское артиллерийское училище – Михайловское. Оттуда он был выпущен в чине подпоручика в 3-ю конно-артиллерийскую батарею. В 1878-м поручик Михаил Кайгородов поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, после окончания которой получил перевод в штаб Петербургского военного округа. В штабах Михаил Никифорович служил до 1893 года. Затем были должности начальника штаба 37-й пехотной дивизии (1893-1900), командира 2-го Финляндского стрелкового полка (1900-01), Нюландского (1901-05) и Иркутского (1905-06) губернаторов. На административных постах генерал-майору (с 25 февраля 1901 года) Кайгородову приходилось решать множество сложных проблем, ведь в стране только что закончилась революция 1905 г., и обстановка продолжала оставаться достаточно напряженной.
В мае 1906 года Михаил Никифорович получил назначение на бригаду 2-й гренадерской дивизии, а 9 ноября 1907 г. за отличие был произведен в генерал-лейтенанты и назначен начальником 26-й пехотной дивизии. В дивизию входили 101-й Пермский, 102-й Вятский, 103-й Петрозаводский и 104-й Устюжский Генерала Князя Багратиона пехотные полки, все они дислоцировались в Гродно. Так генерал оказался в городе, с которым была связана вся его дальнейшая армейская служба. 23 августа 1913 г. Михаил Никифорович был назначен комендантом Гродненской крепости, а 6 декабря того же года произведен в высший на тот момент чин русской армии – генерал от инфантерии. К этому времени он был кавалером восьми орденов – Святого Станислава 3-й, 2-й и 1-й степеней, Святой Анны 3-й, 2-й и 1-й степеней, Святого Владимира 4-й и 3-й степеней. Все они были «без мечей», т.е. получены за заслуги в мирное время.
На первом этапе Первой мировой войны крепость Гродно находилась в тылу, однако в 1915 г. приняла активное участие в боевых действиях. К сожалению, ей не было суждено сыграть стратегическую роль в событиях на Западном фронте. 21 августа 1915-го в ходе так называемого Великого Отступления крепость была оставлена русскими войсками.
Уже 8 сентября того же года оперативное отделение генерал-квартирмейстера при главнокомандующем армиями Западного фронта начало следствие по этому делу (оно носит наименование «Дело материалов по расследованию обстановки, при которой были оставлены Гродненские укрепления»). Возглавлял расследование генерал от инфантерии Л.О.Сирелиус. В ходе следствия Михаил Никифорович Кайгородов был обвинен в том, что неправильно оценил обстановку и не усилил гарнизон 4-го форта крепости резервами, а также не придал значения слабым в артиллерийском отношении Рогач ёвским позициям. В итоге крепость пала на сутки раньше, чем требовалось, что отрицательным образом сказалось на оперативной обстановке всего фронта. При этом как-то забыли о том, что именно Кайгородов просил штаб Западного фронта оставить в крепости 74 орудия, что позволило бы организовать оборону должным образом. Но к мнению генерала не прислушались, и почти вся артиллерия крепости была эвакуирована.
Тем не менее еще около года Михаил Никифорович все еще продолжал формально оставаться в должности коменданта Гродненской крепости. Только 10 июля 1916 г. он был переведен в резерв чинов при штабе Минского военного округа. За боевые заслуги в годы Первой мировой войны Кайгородов был удостоен ордена Святого Владимира 2-й степени с мечами.
Как в дальнейшем сложилась судьба генерала-полочанина, в точности неизвестно. Но, по некоторым данным, в октябре 1918 г. он был расстрелян в Москве.