Ежегодно в Могилеве проходит международный литературный конкурс «Симоновские чтения». Проводится в годовщину со дня рождения известного общественного деятеля и киносценариста, автора трилогии «Живые и мертвые», фронтовика-фотокора Константина Симонова. В 2023 году он был посвящен памяти Константина Симонова и Году мира и созидания в Беларуси.
Организаторами проекта являются Могилевское городское отделение республиканского общественного объединения «Русское общество» совместно со смоленской и брянской областными организациями Союза писателей России.
В конкурсе принимают участие белорусские и российские журналисты, а также юные творческие школьники, которые знают и любят русский язык и литературу. Гомельские кадеты не первый раз участвуют в таком солидном конкурсе. В 2022 году двое кадет стали победителями «Симоновских чтений» в Могилеве. И в этот раз две кадетские работы признаны лучшими. К слову, среди номинаций авторы выбрали малую прозу – эпистолярный жанр. Это то, где человек может поделиться своим мыслями, чувствами художественным литературным языком. Жанр письма наиболее близок подросткам. Ведь сколько стучат по клавишам, переписываясь в гаджетах друг с другом!
О чем писали ребята в конкурсных работах, обращаясь к своим друзьям?
Максим Масленченко, кадет второго курса: «С первых дней учебы в кадетском училище посещаю поисковый клуб «Алые погоны». Летом принял участие в полевых работах совместно с представителями 52-го отдельного специализированного батальона Вооруженных сил Республики Беларусь.
Нередко к участникам клуба обращаются родственники погибших бойцов в годы Великой Отечественной войны с просьбой помочь найти место захоронения их близких. Меня очень тронула история бойца Матвея Ивановича Рубцова, который 80 лет считался без вести пропавшим. Благодаря помощи кадетов-поисковиков могила бойца была найдена. И настоящим чудом было для меня оказаться на родине Матвея Ивановича на Урале. Я, как участник программы «Здравствуй, Россия!» Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, отправился в далекое путешествие по маршруту Минск — Москва – Урал. Впечатления зашкаливали. Три дня в Москве! Посещение многих столичных достопримечательностей: Красная площадь, Могила Неизвестного Солдата, храмы и выставки.
А потом был перелет в Екатеринбург. Запомнились путешествия по малым и большим городам Урала. Вот и очередной экскурсионный пункт… город Невьянск… Невьянск! Это же отсюда ушел на фронт Матвей Рубцов! На землю этого города я ступал с особым трепетом. Демидовский ансамбль из Преображенского собора, знаменитой Наклонной башни и поместье – главная достопримечательность древнего и знаменитого города. Я любовался уникальными объектами, старинными северными улочками частной застройки, радовался увиденному и шептал про себя: «Привет тебе, Родина, от твоего защитника Матвея Рубцова» …
Ярослав Федотов, кадет 1 курса: «Во время прохождения курса молодого бойца в августе этого года мы много знакомились с Гомелем, посещали его достопримечательности. Мне раньше не часто приходилось бывать в областном центре, поэтому все было интересно. Да, в городе много памятников, исторических мест, монументальных, торжественных, красивых. Но в один из дней я побывал в живописном месте за рекой Сож, которое называется «Бухта капитанов». Стоял теплый летний вечер. В небольшой речной бухте отдыхали люди. Здесь пришвартованы личные яхты и лодки, есть площадка для отдыха. Но меня поразил другой объект. Большой пароход под названием «Орша» стоял на берегу. Это так необычно. Его можно рассмотреть от мачты до дна корпуса. Судьба героического парохода меня потрясла. Немного истории: в 1902 году был построен и спущен на воду речной служебный колёсный пароход «Орша». Пароход предназначался для Киевского округа путей сообщения, где числился до Гражданской войны. К Киеву он был приписан свои первые 17 лет. Действовал в бассейне Днепра выше порогов. Пароход в разные годы имел названия: «Орша», «Берестя», «Марат». В 1919 году пароход затонул в результате аварии. Потом его подняли, восстановили и он продолжал трудиться.
В годы Великой Отечественной войны пароход первым принял удар войны в Пинске. На нем эвакуировали население, спасая от бомбежек. Затем судно в срочном порядке отправили в Гомель. Пароход курсировал из Гомеля в Киев. Он буксировал шесть барж, вывозя раненых бойцов и гражданское население в Киев, рискуя каждый раз попасть под обстрел немецкой авиации. 19 августа на пути следования в Гомель, команде был дан приказ затопить судно, так как город заняли немцы. Команда выполнила приказ и по суше добралась до Сталинграда, где воевала на судах Волжской флотилии.
После войны пароход достали со дна Днепра и он опять стал бороздить речные просторы. В итоге исчерпал свой ресурс, послужил дебаркадером и…должен был отправиться в последний путь на металлолом. Но у него нашелся верный заступник-офицер милиции в отставке гомельчанин Григорий Шагин. Он собрал все документы, которые рассказывали об истории создания и жизни железного ветерана речного флота. Буксир отреставрировали, водрузили на нем его первое имя «Орша», и теперь он красуется в «Бухте капитанов» на реке Сож. Правда, на берегу. Здесь отдыхают горожане и гости города, приходят на экскурсию дети. Ведь в этом пароходе отражается история, которой более века. Для меня это было удивительное путешествие во времени».
Конечно, истории, описанные в работах гомельских кадет, уровень написания порадовали организаторов проекта и членов жюри. Максим Масленченко стал обладателем диплома первой степени, а Ярослав Федотов – диплома второй степени.
Наградой для ребят стала поездка в Могилев. Участники проекта посетили героическое Буйничское поле, где развеян прах Константина Симонова, возложили цветы к камню в память о писателе, совершили экскурсию по музейно-исторической экспозиции под открытым небом, посвященной освобождению Могилева и деревни Буйничи, в торжественной обстановке получили заслуженные награды.
Денис Гатальский, воспитатель ГУО «Гомельское кадетское училище
Фото предоставлены Могилевским городским отделением Республиканского общественного объединения «Русское общество»