О погибших летчиках говорят, что они ангелы в небе с расправленными крыльями. Будем верить в это. Тех, кто встретил Великую Отечественную войну в воздухе, не всегда ждала посадка на родном аэродроме. Изучая историю 103-го ближнебомбардировочного полка, узнали, что немногие пилоты и штурманы остались живы в первые месяцы войны.
Известно, что полк сформирован на базе 43-й смешанной авиабригады Харьковского военного округа 5 мая 1938 года на основании приказа командующего Харьковского военного округа в городе Харькове на самолётах Су-2. Формирование получило наименование 103-й ближнебомбардировочный авиационный полк (именовался также как 103-й бомбардировочный авиационный полк) и вошел в состав 19-й легкобомбардировочной авиабригады Харьковского военного округа.
В начале войны полк 28 июня перебазировался из Харькова в район Новозыбкова. Боевую работу на фронтах Великой Отечественной войны полк начал 29 июня 1941 года в составе ВВС 21-й армии Западного фронта на самолётах Су-2 с аэродромов Новозыбкова, Климово. Полк, имея в бовеом составе 38 самолётов Су-2, выполнял боевую задачу, нанося удары по танковым и автомобильным колоннам, живой силе и технике противника, переправам и аэродромам противника в районах Бобруйск, Жлобин, Рогачёв, Новый Быхов, Старый Быхов. В ходе боев полк потерял значительное число самолётов и 9 июля группа летчиков была направлена на завод в Харьков за новыми Су-2. После тяжелых боев полк вновь потерял значительное число машин и в начале августа 1941 года во второй раз группа летчиков получала новые самолёты в Харькове.
Только за небольшой срок войны в небе над Гомельской и Могилевской областями погибло 39 пилотов и штурманов. Места погребения были известны лишь у нескольких из них. В списках безвозвратных потерь у многих значилось, что они не вернулись из полета. Сегодня, спустя без малого 80 лет после войны, будет неправильным, если эти люди, принявшие самый страшный бой от уверенного в непобедимости врага, не будут увековечены. И отрадно, что инициатива кадетов Гомельского кадетского училища, была поддержана в Управлении по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Министерства обороны Республики Беларусь. Документы, подтверждающие места падений самолетов и гибели экипажей могут служить поводом для увековечения пилотов и штурманов в близлежащих мемориалах.
В таких делах могут помочь представители местной власти и старожилы. И первый опыт поисковиков из клуба «Алые погоны» Гомельского кадетского училища увенчался невероятным успехом. Инициатором поиска стала жительница города Буда-Кошелево Татьяна Федоровна Петрушкова. Ее муж и свекровь ранее проживали в поселке Уютный. Петя Петрушков вместе с дедушкой, мамой и другими односельчанами был свидетелем воздушной катастрофы в небе над Уютным 3 июля 1941 года.
Экипаж СУ-2, пилотируемый политруком Валерием Плотниковым и штурманом лейтенантом Иваном Власенко, после выполненного задания по уничтожению вражеских колонн и переправ в районе Бобруйска возвращались на аэродром в районе Новозыбкова. Вражеские самолеты настигли сушку и завязался неравный бой. Машина загорелась и, оставляя шлейф дыма и огня, рухнула недалеко от колхозных сараев и поселка. Люди не испугались и бросились к горящему самолету. Они оттащили подальше погибшего Ивана Власенко. Валерий Плотников родился в рубашке – его взрывной волной забросило на дерево, и он висел, зацепившись за ветку парашютными стропами. Сельчане освободили летчика из западни, в бессознательном состоянии отнесли в один из домов в поселок. В это время через населенный пункт проходили наши войска, им и передали летчика с тяжелой контузией.
Дед Пети запряг лошадь и с другими жителями села отвез лейтенанта Власенко на кладбище, где и похоронили героя. Шли годы, менялись поколения, но никогда не забывали в Уютном о могиле штурмана: убирали, красили надмогильную тумбочку со звездой, вязали чистый рушник на Радуницу, ставили традиционную рюмку с краюшкой хлеба. Да вот не знали имени погибшего. Очень часто сожалели, что не могут мысленно обратиться по имени к нему в молитвах, разыскать родственников. Вот и муж Татьяны Федоровны Петр тоже не раз просил детей и внуков поискать хоть какие сведения о погибшем штурмане. После ухода из жизни мужа все та же печаль охватывала и Татьяну Федоровну. Так и привела ее к специалисту Жанетте Гришиной, которая курирует вопросы увековечения погибших в Буда-Кошелевском районе. Жанетта Анатольевна обратилась за помощью к поисковикам Гомельского кадетского училища. И всем невероятно повезло, потому что были найдены не только документы, но и мемуары выжившего в той катастрофе пилота Плотникова, что бесспорно подтверждало личность Ивана Фроловича Власенко, который 83 года был без вести пропавшим и покоился в безымянной могиле в Уютном.
Люди могут многое, если ими движут благие намерения. С тех пор, как на железной тумбе со звездой на кладбище в Уютном появилась табличка с именем, отчеством, фамилией, портретом погибшего штурмана, прошло три месяца. Сентябрьским днем здесь собрались все неравнодушные люди, которых потрясла история подвига лейтенанта Власенко. На его могиле уже стоит достойный памятник. Профинансировали его представители Либерально-демократической партии Беларуси. Отныне захоронение зарегистрировано, и имя Ивана Власенко внесено в Книгу Памяти Республики Беларусь. В траурном митинге на кладбище в Уютном приняли участие кадеты Гомельского кадетского училища, представители власти Буда-Кошелевского района, Либерально-демократической партии, общественного объединения «Белорусский союз суворовцев и кадет», Центра российской науки и культуры, Гомельского отделения ОО «Русское общество». Заупокойную литию отслужил Благочинный Буда-Кошелевского епархиального округа протоиерей Сергий Пешко.
Это событие – зеркало народного единства, гордости за свою страну, непоколебимого отношения к истории Беларуси, правде о войне, бесконечной благодарности всем погибшим за мир и благополучие нашего Отечества.
Татьяна Якименко, руководитель пресс-центра «Аппарель» ГУО «Гомельское кадетское училище