Русское кладбище

Наши соотечественники во французском сопротивлении

В марте 2015 года представилась возможность посетить Париж, чем я и воспользовался. Обошлось это недорого. 35 евро перелёт из Вильнюса в аэропорт Бове, что вблизи Парижа и 50 евро проживание в однокомнатной квартире в центре Парижа.

Жил рядом с метро Парментье, что в двух остановках от кладбища Пер-Лашез, что и предопределило его в качестве первой достопримечательности для посещения. На этом, самом большом и знаменитом кладбище Парижа, меня интересовали, прежде всего, могилы Оскара Уайльда и Эдит Пиаф. Посетителей на кладбище было немного, но вполне достаточно, чтобы помочь мне найти места их захоронений.

Пока искал эти могилы, случайно вышел к памятнику русским участникам французского сопротивления. Его нет в путеводителях, иначе он был бы для меня в числе основных для посещения на этом кладбище. Его установили в 2005 году в день 60 — летия Победы в Великой Отечественной войне. На пьедестале надпись : «Родина помнит. Россия и Франция русским участникам французского сопротивления, павшим за свободу во Вторую мировую войну». В интернете нашёл много интересных фактов об участии русских во французском сопротивлении. В общей сложности в рядах Сопротивления сражались более 35 тысяч русских бойцов, из которых около семи тысяч погибли. На церемонии открытия монумента министр-делегат по делам ветеранов Франции Амлауи Мекашер сказал: «Для французов все они, независимо от национальности, были братьями по оружию, и все они заслужили признание французского и русского народов».

Следует отметить, что в рядах участников Сопротивления было много представителей русской эмиграции. Идя на опасную борьбу, они руководствовались девизом: «Не красный, не белый, а русский!». Они совершили немало подвигов, приблизивших общую победу.

Примером участия эмигрантов России в Сопротивлении является княгиня Вера Апполоновна Оболенская (псевдоним в движении сопротивления – Вики). Она вышла из среды непримиримо относившейся к коммунистическому строю, но патриотически настроенной по отношению к России. Вот что можно прочитать о Вики Оболенской у Виктора Астафьева: «А княгинюшка-то, между прочим, ещё и с юморком была: несла чемодан с секретными бумагами, её остановил немецкий патруль: «Что у вас в чемодане?» — Маленькая бомба, месье». Патруль захохотал и отпустил её – значит, было отпущено ей ещё жить». Её арестовали и гильотинировали в тюрьме Моабит в Берлине 4 августа 1944 года. Ей было тогда 33 года. Мемориальную доску с её именем вы найдёте на Русском кладбище городка Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Среди тех, кто сражался с фашистами во Франции был и Владимир Антоненко — советский парень из Мозыря. Ему не было тогда и 20 лет. В подпольную группу, которую он возглавлял входили также русские эмигранты В.Л. Андреев (сын писателя Л.Н. Андреева.) и В.Б. Сосинский. Героям удалось провести смелую операцию – на глазах у немцев был взорван большой склад боеприпасов. Не все остались живы . В. Антоненко геройски погиб 30 апреля 1945 года. В.Л Андреев умер в 1976 году и похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

Ещё на кладбище Пер Лашез похоронены Оноре де Бальзак, Марсель Пруст, Мария Каллас, Гертруда Стайн, Нестор Махно, Марсель Марсо, Сара Бернар, Айседора Дункан, Жозеф Гей-Люссак, Джоаккино Россини, Жорж Бизе, Ив Монтан. Всех не обойдёшь.

Следующий день моего пребывания в Париже начался с посещения Триумфальной арки, построенной по приказу Наполеона в честь победы в битве под Аустерлицем. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных Наполеоном. Есть среди них и названия белорусских и русских городов: Могилёв, Смоленск, Валутина Гора, Полоцк и Красное.

Я спросил экскурсоводов Триумфальной арки, а как насчёт битвы у реки Березина и Бородинского сражения. И получил ответ, что эти сражения не относятся к победным. Поэтому те, кто считает, что Наполеон одержал победу на реке Березина, мягко говоря, неправы. От арки лучами расходятся 12 проспектов. Один из них назван в честь принцессы Дианы.

Рядом с моим местом проживания находится также вторая линия метро Парижа, используя которую, можно попасть на улицу Пигаль. И, когда я ехал к этой станции, то был просто шокирован, прочитав название одной из станций – «Сталинград».

У нас памятники Сталину снесли, города и улицы переименовали, а здесь в капиталистическом Париже берегут память о людях, спасших мир от фашистов. . А подвиг защитников Сталинграда оставил свой след не только в душах и сердцах людей, но и на политической карте мира. Увидеть станцию метро с таким названием было особенно приятно по той причине, что я много лет служил в 308 стрелковой, а затем 120 гвардейской мотострелковой дивизии, которая покрыла себя неувядаемой славой в боях в Сталинграде.

Перед отъездом в Париж мои друзья рекомендовали обязательно посетить Русское кладбище в городке Сент-Женевев де Буа под Парижем, что я и сделал на третий день пребывания во Франции. Добраться до городка Сент-Женеьев де Буа нетрудно. Следует доехать до станции метро St.Michel N.-Dame и, не выходя на поверхность, перейти на RER (электричка) этой же станции и ехать до станции Сен-Женевьев де Буа. С вокзала 3 автобус довезёт вас к Русскому кладбищу.

Русское кладбище появилось в 1927 году Там хоронили обитателей Русского старческого дома, основанного княгиней В.К. Мещерской, а позже, и русских парижан. К 1939 году существовало около 50 могил, к 1952 – около 2000. Среди похороненных много офицеров Белой гвардии, представителей духовенства, писателей, художников, артистов, несколько членов семьи Романовых, великие князья и княгини. – всего около 15 тыс. русских в 5220 могилах.

Русская писательница Нина Берберова, эмигрировавшая из Советской России в 1922 году, так охарактеризовала это кладбище: «Тут лежат чернорабочие завода Рено и нобелевские лауреаты, гренадеры «его величества» и нищие с паперти собора на улице Дарю (говорят, собор этот теперь тоже стал аттракционом для туристов). Тут лежат Бунин и Мережковский, Милюков и Коровин, генералы Добрармии, поэты и балерины, здесь лежат неразоблачённые агенты Сталина и бежавшие от Сталина авторы разоблачений о нём; люди, ждавшие, как события, книг Олеши, Багрицкого, Тынянова, и люди, ставившие свечки перед иконой «царя-мученика», Здесь цветы на могилах героев сопротивления военных лет и зарастающие чертополохом могилы предателей, доносивших в гестапо. Здесь лежит история русской эмиграции в её славе, убожестве и юродстве. Здесь, как и подобает кладбищу, заканчивается всё. Через сто лет, по французской традиции, это огромное пространство перепашут и сдадут под огород.»

К могилам наших современников можно отнести могилы Рудольфа Нуриева (1938-1993) и Андрея Тарковского (1932-1986). Могила Нуриева оформлена в виде мозаичного восточного ковра, которые Рудольф Хаметович любил коллекционировать. Он даже возил их с собой на гастроли и они пробуждали вдохновение великого артиста. Рядом с могилой Нуриева находится могила Тарковского. «Человек, который видел ангела»,- такая надпись сделана на памятнике. В основании православного креста высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского.

Я увидел здесь могилы создателей современного французского балета – Лифаря, Кшесинской, Преображенской, художников – Коровина, Маковского; писателей –Мережковского, Некрасова, Тэффи, Бунина; драматурга, барда Галич, Елисеева — владельца знаменитых магазинов, Александра Фаберже – сына придворного ювелира Николая II

Я уже писал об Оболенской Вере Апполоновне, княгине, манекенщице, участнике Сопротивления, поэтессе, лейтенанте Французской армии, кавалере орденов Почетного легиона и Отечественной войны I-й степени… Она попала во Францию девятилетней девочкой, вращалась в кругах «золотой» молодежи в 1917 году, стала княгиней Оболенской в 1926-ом и участницей французского Сопротивления в 1940 году.

Муж Вики, князь Николай Оболенский, тоже участник Сопротивления, выжил чудом. Он был арестован немцами летом 1944 года и помещён в лагерь смерти Бухенвальд .Освободили его 11 апреля 1945 года американские войска.

После войны Николай Оболенский был настоятелем собора Св. Александра Невского в Париже, ректором Православных школ в Биарицце и Монтерё. Он скончался в 1979 году и похоронен здесь же, в Сент-Женевьев-де-Буа, на участке Иностранного легиона, в одной могиле с генералом Зиновием Пешковым, сыном Максима Горького. Перед смертью Николай завещал, чтобы имя его любимой жены было выбито на его надгробной плите. Это желание было исполнено: первые строки на общей плите Н.Оболенского, З.Пешкова и Б.Егиазарова-де-Норк высечены в память о Вере Оболенской.

Зиновий Свердлов, старший брат будущего председателя ВЦИК Якова Свердлова, стал Зиновием Пешковым в 1902 году, когда его усыновил Максим Горький. Но от революционного окружения Горького Зиновий быстро отошел. С началом Первой мировой войны он вступает во французский Иностранный легион, а 9 мая 1915 года получает тяжелейшее ранение. Санитары, сочтя его безнадежным, не хотели эвакуировать его с поля боя, но на эвакуации настоял никому тогда не известный лейтенант по имени Шарль де Голль. Зиновий выжил, потеряв при этом правую руку, а с де Голлем у них завязалась дружба.

Во время Второй мировой войны Пешков отказался признать капитуляцию Франции. За это он был схвачен и приговорен военным трибуналом к смерти. В ожидании расстрела ему удалось столковаться с часовым и обменять подаренные Горьким золотые часы на гранату. Взяв в заложники командира он бежал в захваченном самолете в Гибралтар к де Голлю. Позднее, он же привел к де Голлю и своего давнего друга — Вики Оболенскую.

За заслуги перед Францией Зиновий Пешков получил множество наград и отличий, стал бригадным генералом французской армии. Когда Зиновий Пешков скончался, отпевал его в Александро-Невском соборе его друг Николай Оболенский. Хоронили Зиновия в Сент-Женевьев-де-Буа как национального героя, при огромном стечении народа. Он желал быть похороненным в изножии могилы княгини Оболенской и, хотя у Вики нет могилы, лежит Зиновий под плитой с ее именем. Согласно завещанию, на надгробном камне о нем высечено лишь три слова: «Зиновий Пешков, легионер».

В северной части кладбища, рядом с мемориалом Российской императорской Гвардии и памятником лётчикам расположен мемориал кадет Российских кадетских корпусов. Многие кадеты покоятся также на участках своих полков, как и многие кадеты являются также офицерами Гвардии или служили в различных знаменитых полках Белой Гвардии. На каждой могиле – две-три фамилии.

Я узнаю, что на этом кладбище уже давно нет мест для захоронений и с разрешения родственников и опекунов мемориала, умерших кадет хоронят в могилах их товарищей. А больше трёх гробов класть в одну могилу нельзя. Обращают на себя внимание разноцветные пагоны из фаянса, вделанные в серый гранит. Мемориал кадет обнесён оградой в виде цепей, закрепленных на вертикально поставленные снаряды.

Ежегодно 15 июня проводится День Кадетской Скорби. В этот день все кадеты совершают паломничество к кадетским могилам Русского кладбища , чтобы помянуть своих погибших и скончавшихся однокашников и проверить себя: достоин ли он звания кадета за истекший год, нет ли грехов по отношению к кадетской семье, всё ли выполнил, что по кадетскому долгу, обязан был выполнить.

На одной из могильных плит кадетского участка кладбища есть металлическая пластинка с выгравированными словами: « Генерал-Лейтенант Владимир Валерьянович Римский-Корсаков. 1882-1933».

Владимир Валерьянович был первым директором единственного во Франции русского кадетского корпуса.
Тепло отзывался о нем председатель Союза русских кадет Франции, Андрей Дмитриевич Шмеман: «Большой русский патриот, хороший и отзывчивый человек, выдающийся педагог, гуманный и просвещенный, он старался воздействовать и, если можно, перевоспитать не палкой, а добрым словом, советом и лаской.. В кадетском обиходе его называли просто «Деда».

У него длинный жизненный путь: Полтавский кадетский корпус, Александровское Военное училище в Москве, потом Лейб-Гвардии Павловский полк. Затем он оканчивает Военно-юридическую Академию и переходит в Военно-судебное ведомство. Чувствуя влечение к педагогической деятельности, он переходит в Военно-Учебное ведомство, где и находит своё призвание. Он получает назначение в 1-й Московский кад. Корпус, сначала инспектором классов, а потом директором корпуса.»

В одной из биографий Тухачевского, который в 1912 году окончил 1-й Московский корпус, мы читаем:
«Директором Первого Московского кад. корпуса был В. В. Римский-Корсаков, родственник композитора, просвещенный генерал и благодаря ему корпус — одно из старейших военно-учебных заведений России — стал учебным заведением, по уровню знаний своих воспитанников, превосходящим гимназии и реальные училища». («Тухачевский». Лев Никулин. Москва. 1964 г. Стр. 24). По поводу этих строк, Александр Шмеман пишет: «Даже правоверный советский писатель не посмел в него бросить камень. Мы и так знаем, кем был для нас «Дед» — генерал В.В. Римский Корсаков и каковы его заслуги перед Россией».

После осмотра кладбища я зашёл в православную церковь Успения Божей Матери, заложенной в апреле 1938 года и освящённой 14 октября 1939 года, через полтора месяца после начала Второй мировой войны.

Успенская церковь построена по проекту А.А. Бенуа в стиле псковской архитектурной школы XV-XVI веков. Архитектор Бенуа и его жена Маргарита выполнили также церковные фрески. Альберт Бенуа похоронен на этом кладбище. Когда, после службы, я выходил из церкви, ко мне подошёл мужчина преклонного возраста и, видимо поняв, что я турист из России, предложил сфотографировать меня на мой фотоаппарат на фоне церкви. Я с удовольствием согласился. Он говорил на русском языке, но с акцентом. Мы разговорились. Как оказалось, это был сын белогвардейского эмигранта. Его отец служил в императорском флоте, лично знал адмирала Колчака. После эвакуации из Крыма его отец оказался в Бизерте, Тунис(в то время — колония Франции). Там он познакомился с француженкой и женился на ней. Они переезжают во Францию. Отец Ивана Николаевича, так звали моего нового знакомого, получил во Франции музыкальное образование и давал уроки музыки. Иван Николаевич родился в 1927 году. В момент нападения Германии на Францию, ему было 13 лет. Военные годы и первые годы после войны было самым тяжёлым временем. .Желающих заниматься музыкой не было и семья голодала. Тем ни менее, отец сделал всё возможное, чтобы Иван Николаевич получил хорошее образование. Он заканчивает геолого-разведывательный факультет университета и в течение30 лет работает в англо-голландской компании Шелл. Он признался мне, что у него есть сокровенное желание посетить Севастополь в последний раз, тем более, что это уже русская земля. Он предложил довезти меня на вокзал на своей машине и я согласился, т.к. мне предоставлялась возможность пообщаться с человеком, у которого, может быть, отличающееся от нашего мировоззрение, духовные ценности и взгляд на общую историю. Однако, Иван Николаевич оказался очень приветливым человеком, он охотно отвечал на мои вопросы и не стеснялся задавать их мне.

На вокзале мы обнялись и простились, как старые друзья.

На следующий день в 9.00 я уже летел в самолёте авиакомпании «Райнэйр», прокручивая в памяти незабываемые картинки моего пребывания в Париже.

Игорь Лазарев

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Белорусский союз суворовцев и кадет