К 10-й годовщине со дня трагической гибели заслуженного летчика-испытателя, Героя Российской Федерации А. М. Раевского

 Бег времени неумолим. Кажется, совсем недавно мы получили печальное сообщение о трагической гибели вместе с женой Людмилой Афанасьевной при следовании на личном автомобиле к новому месту службы заслуженного летчика-испытателя, Героя Российской Федерации, начальника штаба Государственного летно-испытательного центра им. В. Чкалова (г. Ахтубинск, Астраханской области), выпускника Минского СВУ 1974 г., полковника Александра Михайловича Раевского. Однако 30 августа текущего года исполнилось уже 10 лет с того потрясшего всех нас горя. В эту печальную дату друзья по летной профессии, коллеги по учебе в Минском СВУ собрались на Троекуровском кладбище  г. Москвы чтобы помянуть погибших, а выпускники Минского СВУ выполнить ставший уже традиционным в суворовском сообществе ритуал прикрепления с разрешения сыновей — Антона и Дмитрия — алого суворовского погона к памятнику семейной четы.

Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой Российской Федерации полковник А. М. Раевский. Октябрь 1997 г. Саки.

Александр Михайлович родился в семье военнослужащего, офицера-летчика, проходившего службу в г. Поставы Витебской области. Поступил и два года учился в Минском СВУ, которому, несмотря на некоторые неувязки и недоразумения в связи распределением для продолжения учебы в военном училище, сохранил признательность и благодарность.  Желая продолжить семейную династию военного летчика, в суворовском училище целенаправленно шел к намеченной цели: закалял себя физически, постигал содержание образовательных дисциплин, отличался своей стройной выправкой и благосклонным отношением к своим товарищам. Эти качества определили то, что он стал командиром отделения, ему было присвоено звание «вице-сержант».

После окончания СВУ был направлен в Киевское высшее военное инженерное танковое училище, куда поступать отказался, и поступил в Киевский политехнический институт. Однако мечта о небе привела его в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Службу проходил в авиации Тихоокеанского флота на кораблях «Минск» и «Новороссийск», на Северном флоте (г. Североморск). Участвовал в двух боевых службах.

В 1985 году окончил Центр подготовки летчиков-испытателей. Службу продолжил в Государственном летно-испытательном центре. Проводил испытания самолетов и вертолетов авиации флота, кораблей «Баку» (ныне «Адмирал Флота Голиков») и «Адмирал флота Кузнецов».

Летчики-испытатели — Герои Российской Федерации с летчиком палубной авиации № 1 генерал-майором Т. А. Апакидзе (второй справа). Слева от него А. М. Раевский и С. Н. Мельников. Справа Н. Ф. Диордица

Когда в начале 1990-х годов, после подписания Беловежских соглашений, начался парад суверенитетов и полк палубной авиации, дислоцировавшийся в Саках под Евпаторией, должен был автоматически перейти под юрисдикцию Украины, полк выполнил приказ легендарного летчика палубной авиации, выпускника нахимовского военно-морского училища Тимура Апакидзе, и скрытно перелетел с ним в Россию. Вместе с ним республику покинули 17 корабельных летчиков, в числе которых был А. М. Раевский, отказавшийся принимать присягу Украины, и 85 человек инженерно-технического состава. Сам авианосец, находившийся в Средиземном море, ушел вслед за своим полком в Североморск.

2004 г. А. М. Раевский (крайний слева) в день окончания Высших академических курcов Военной академии Генерального штаба ВС РФ с коллегами по учебе и командованием академии. В центре начальник академии генерал-полковник В. С. Чечеватов

Александр Михайлович, продолжив службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, прошел путь от рядового летчика до летчика-испытателя. Провел в воздухе более 2100 часов на самолетах и вертолетах 36 типов и модификаций. Одним из первых освоил самолет вертикального взлета и посадки ЯК-38. Принимал активное участие в испытаниях корабельных самолетов  Су-25УТГ, Су-27К. 28 августа 1990 года он первым из летчиков-испытателей выполнил самостоятельную посадку на корабль на самолете Су-27К.

В начальный период испытания проводились на палубе, не оборудованной необходимыми техническими приспособлениями (отсутствие системы стабилизации палубы, недоведенность светотехнической системы посадки, недостатки в энергосистеме корабля и т.д.). Ликвидация этих недостатков после летных испытаний впоследствии значительно облегчила выполнение взлета и посадки летчикам строевых частей.

2 сентября 1993 года в связи с крайне серьезными метеоусловиями в районе авианесущего крейсера, когда ограниченный остаток топлива не позволял уйти на береговой аэродром, Александр Михайлович принял решение произвести посадку на палубу. Пользуясь подсказками руководителя визуальной посадки, впервые этот элемент полета выполнил вслепую. 27 августа 1994 года на тяжелом авианесущем крейсере произошел отказ оптической системы «Луна-3М», без которой посадка на палубу не выполняется. Отвергнув возможность катапультирования (что в условиях, когда береговой аэродром оказался закрыт туманом, казалось единственным выходом), Александр Михайлович, проявив хладнокровие, выдержку, отвагу и высокий профессионализм, с первого захода совершил ювелирную по точности посадку на палубу корабля, чем обеспечил сохранность дорогостоящего опытного самолета.

С 28 августа 1990 года до окончания летного этапа испытаний 12 сентября 1994 года полковник А. Раевский совершил 78 посадок на палубу авианосца, из них более 50-ти – в условиях, сопряженных с риском для жизни.

В 2004 г., как перспективный по службе офицер, окончил Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Октябрь 2003 г. Александр Михайлович и Людмила Афанасьевна Раевские в день выпуска сына Антона из Краснодарского военного авиационного института

С женой Людмилой Афанасьевной воспитали 2-х сыновей: Антон, 1981 г. р., майор, после окончания с отличием Краснодарского военного авиационного института по специальности «летчик истребительной авиации», проходил службу в войсках Командования специального назначения (г. Курск), а сейчас продолжает службу в Государственном летно-испытательном центре, где проходил в свое время службу отец и куда он направлялся для принятия более высокой должности в своей последней земной поездке. Достойным своих родителей стал и сын Дмитрий, 1987 г. р., окончивший Военный университет Министерства обороны Российской Федерации.

Фото В. В. Ясюкевича, Н. З. Кунца и из семейного архива А. М. Раевского

Н. З. Кунц, профессор, полковник в отставке, выпускник Минского СВУ1963 г.

Выпускники Минского СВУ после прикрепления алого суворовского погона к памятнику четы Раевских. Слева направо: В. В. Ясюкевич (1971 г.), М. В. Якимович, однокашник Героя (1974 г.), А. И. Махнач (1982 г.), В. А. Мелентьев (1969 г.), Н. З. Кунц (1963 г.)
Летный шлем А. М. Раевского, подаренный Минскому СВУ, который, находясь в музее, будет многие годы напоминать училищу о мужестве и героизме его выпускника
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Белорусский союз суворовцев и кадет