Белорусский союз суворовцев и кадет в который раз отыскал, поистине настоящую легенду…

Борис Ковзан: легенда, о которой не говорили громко

Ковзан Борис Иванович (7 апреля 1922 – 30 августа 1985)
Полковник авиации, летчик-истребитель 744-го истребительно-авиационного полка 240-й истребительной авиадивизии 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта.

Единственный в мире летчик, уничтоживший 4 самолета противника таранами и оставшийся в живых. Один из трех советских летчиков, продолжавших летать после потери одного глаза.
Родился в г.Шахты Ростовской области. С 1932 г. жил с родителями в г. Бобруйск, где закончил 8 классов школы. Там же принял решение стать летчиком, занимался в аэроклубе.
С 1939 г. в Красной Армии. Служил в 160-м истребительном авиаполку Белорусского (затем Западного) Особого Военного округа.
В годы войны совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев и сбил 28 самолетов противника (27 – лично, 1 в группе), в том числе 4 самолета сбил таранами и 6 – после потери правого глаза.
Первый вражеский самолет сбил 24 июня 1941 г. над г.Гомель.
29 октября 1941 г. на истребителе МиГ-3 тараном сбил над г. Зарайск разведчик Мессершмитт-110.
21 февраля 1942 г. на истребителе Як-1 тараном сбил над г. Торжок бомбардировщик Юнкерс-88.7 июля 1942 г. на истребителе Як-1 тараном сбил над г. Лобница истребитель Мессершмитт-109Ф.
13 августа 1942 г. в бою над г. Старая Русса был подбит, направил горящий истребитель Ла-5 на вражеский бомбардировщик Юнкерс-88 и, несмотря на полученное ранение пулей в глаз, сбил противника тараном. От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 метров с неполностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав ногу и несколько рёбер. Из болота его вытащили подоспевшие партизаны и переправили через линию фронта. В госпитале Ковзан провёл 10 месяцев, потерял правый глаз. После лечения добился разрешения продолжить лётную службу. Стал одним из трех советских летчиков, продолживших воевать после потери одного глаза. Служил заместителем командира полка 144-й истребительной авиадивизии ПВО. Последний самолет противника сбил в небе над Саратовом.
24 августа 1943 г. за проявленные мужество и отвагу капитану авиации Ковзану В.И. присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 1103). Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
В 1954 г. закончил Военно-воздушную академию. С 1958 г. – подполковник авиации запаса. Жил в Рязани, работал начальником аэроклуба. В 1969 г. переехал в Минск. Звание полковник авиации запаса присвоено в 1975 г.
Скончался 30 августа 1985 г., похоронен на Северном кладбище г.Минск.

Жизнь Б.И. Ковзана была тесно связана с Беларусью. Здесь он пошел в школу, здесь принял решение стать летчиком и впервые поднялся в небо, в белорусском небе встретил врага летом 1941-го и сбил своего первого «немца». В Минске Б.И. Ковзан провел последние 16 лет своей жизни. Сюда он приехал в 1969 г., активно участвовал в воспитательной работе, неоднократно выступал перед минскими школьниками, здесь ушел из жизни в 1985 г. и обрел вечный покой в минской земле.

Считаем, что уникальная фигура Героя Советского Союза Б.И. Ковзана вполне достойна того, чтобы в городе-герое Минске его именем была названа отдельная улица. Тем самым подвигу Б.И. Ковзана в год 70-летия Великой Победы будет придано новое, актуальное звучание.

Предложения Белорусского Союза суворовцев и кадет:

В 2015 г. будет отмечаться 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и 30-летие со дня смерти Б.И. Ковзана (30 августа). В связи с этим предлагаем:
— к 9 мая 2015 г. присвоить имя Героя Советского Союза полковника авиации Б.И. Ковзана новопроложенной улице г.Минска;
— взять шефство над могилой Б.И. Ковзана на Северном кладбище.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Белорусский союз суворовцев и кадет