Новинка

Книга в продаже!

msvu

Поиск суворовца:

поиск однокурсников МСВУ

Новинка!

общее дело цикл фильмов

Новая книга

наши спонсорыПартнеры БССК

Мы в Контакте.

Верификация забытого подвига

Поисковики российского отряда «Кубанский плацдарм» и белорусского клуба «Алые погоны» Государственного учреждения образования «Гомельское кадетское училище» восстановили фронтовую судьбу участника Великой Отечественной войны из Беларуси

Что такое историческая память? Это — своеобразный «перекресток» прошлого, настоящего и будущего. А исторические памятники — это символы и знаки, тексты и артефакты, необходимая основа взаимопонимания. И мы, кадеты Гомельского кадетского училища, в этом убедились. Несколько лет назад в нашем училище появился памятный камень. Две мемориальных плиты нам передали поисковики Курска. На одной из плит – портрет  Героя Советского Союза Сергея Игнатьевича Руденко, на другой – фамилии 16 летчиков, отважных соколов из его крылатой армии, погибших при освобождении нашего города в годы Великой Отечественной войны.

Вот он, перекресток истории, где появился важный повод вернуться к героическим событиям и досконально их изучить.  И, как кубики, знания накапливаются в наших умах, а документы — в экспозиции нашего музея. И даже неожиданные события позволяют вырвать из забвения уже забытые сражения 16 воздушной армии и факты из биографий военных летчиков.

Вот только один из примеров. На интернетных просторах обнаруживаем отчет поисковиков из отряда «Кубанский плацдарм» военно-патриотического центра «Подвиг». В районе Кабардинского перевала, недалеко от Новороссийска, они нашли останки самолета с конкретным номером на моторе, который был закреплен за пилотом младшим лейтенантом  Адамчуком.

Мы не спорим с коллегами из Геленджика, которые провели свои расследования и утверждают, что Константин Константинович Адамчук, возможно, явился прототипом майора Булочкина в известном фильме «Небесный Тихоход». Для нас наши коллеги сделали более важное открытие – отважный летчик – наш земляк, гомельчанин.

Моя задача – обобщить собранный материал, чтобы подвиг советского летчика навсегда занял достойное место в исторической памяти потомков, сограждан, нашей – кадетской.

Совсем недавно в архиве «Память народа» обновили информацию о лейтенанте Адамчуке. Нам стало известно, что он  служил в армии с 1938 года. Войну закончил 8 мая 1945 года в уже мирном небе над Берлином. А его боевой путь связан с самыми значимыми и решительными сражениями:

Битва под Сталинградом. Оборона советских войск. 12.7-18.11.42 г.

11.07.1942 — 17.11.1942
Ноябрьская наступательная операция по окружению 4-й танковой и 6-й немецких армий под Сталинградом. 19.11-30.11.42 г.

18.11.1942 — 29.11.1942
Контрнаступление советской армии под Сталинградом. 19.11-30.12.42 г.

18.11.1942 — 01.02.1943
Ликвидация окруженной группировки немецких войск под Сталинградом (операция «Кольцо»). 10.1-2.2.43 г.

09.01.1943 — 01.02.1943
Развитие наступления на Мало-Архангельском направлении. 5.2-24.2.43 г.

04.02.1943 — 23.02.1943
Севско-Орловская наступательная операция. 25.2-28.3.43 г.

24.02.1943 — 27.03.1943
Оборонительная операция на Орловско-Курском направлении. 5.7-18.7.43 г.

04.07.1943 — 17.07.1943
Оборонительный период битвы под Курском. 5.7-23.7.43 г.

04.07.1943 — 22.07.1943
Курская битва. 5.7-23.8.43 г.

04.07.1943 — 22.08.1943
Орловская наступательная операция. 12.7-18.8.43 г.

11.07.1943 — 17.08.1943
Контрнаступление советских войск в битве под Курском. 12.7-23.8.43 г.

11.07.1943 — 22.08.1943
Чернигов-Припятская наступательная операция. 26.8-1.10.43 г.

25.08.1943 — 30.09.1943
Боевые действия в составе: 16 ВА

01.09.1943 — 23.09.1943

Гомельско-Речицкая наступательная операция. 10.11-30.11.43 г.

09.11.1943 — 29.11.1943
Калинковичско-Мозырьская наступательная операция. 8.1-8.2.44 г.

07.01.1944 — 07.02.1944
Рогачевско-Жлобинская наступательная операция правого крыла Белорусского фронта. 21.2-26.02.44 г.

20.02.1944 — 25.02.1944
Боевые действия в составе: 16 ВА

07.04.1944 — 11.04.1944

5-й удар. Разгром немцев в Белоруссии. Июнь-июль 1944 г.

31.05.1944 — 30.07.1944
Бобруйская наступательная операция. 24.6-29.6.44 г. (Операция 5-го удара)

23.06.1944 — 28.06.1944
Минская наступательная операция. 29.6-4.7.44 г. (Операция 5-го удара)

28.06.1944 — 03.07.1944
Люблинско-Брестская наступательная операция. 18.7-2.8.44 г. (Операция 5-го удара)

17.07.1944 — 01.08.1944
Боевые действия в составе: 16 ВА

14.08.1944 — 22.08.1944

Разгром немцев в Польше. Январь-февраль 1945 г.

31.12.1944 — 27.02.1945

Висла-Одерская наступательная операция. 14.1-3.2.45 г.

13.01.1945 — 02.02.1945
Восточно-Померанская наступательная операция. 10.2-31.3.45 г.

09.02.1945 — 30.03.1945
Наступательная операция по ликвидации Кюстринского выступа и расширение плацдармов на р. Одер. 22.3-30.3.45 г.

21.03.1945 — 29.03.1945
Берлинская наступательная операция. 16.4-8.5.45 г. 15.04.1945 — 07.05.1945

Адамчук фото военных лет

Новые документы в архиве подтверждают мои предположения, что лейтенант Адамчук был награжден и тремя медалями. Одну из них я видел на фотографии Константина  Константиновича военных лет. Вот полный перечень наград:

Медаль «За оборону Сталинграда»
Орден Красной Звезды (2)
Медаль «За оборону Кавказа»
Медаль «За победу над Германией

в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Орден Отечественной войны I степени

В боевых журналах я нашел документы и об участии авиации 16 Воздушной Армии в Гомельско-Речицкой операции. В воздушных боях за Гомельщину в различных операциях достигалось напряжение до 1010 самолёто-вылетов в сутки. Участвовал в этих боях  и младший лейтенант Адамчук.

Знакомясь с наградными документами лейтенанта Адамчука, я узнал, за что летчик получил свой первый орден Красной Звезды:  за участие в прорыве  «Голубой линии» –  это мощные оборонительные рубежи немецко-фашистских войск от Чёрного до Азовского морей, от Новороссийска через станицу Крымскую до Темрюка.

Архивный документ с сайта Память народа

Над Кубанью разворачивались жесточайшие авиационные бои, подобных которым не было в истории. Каждый час в небо поднимались сотни самолётов.
Именно во время этой напряжённой весны 1943 года сформировался особенный способ авианалётов, прозванный «кубанской этажеркой». «Кошмарили» врага налёты знаменитых «ночных ведьм». Жуков написал Сталину об этих сражениях: «Сколько видел боёв, но таких ожесточённых ещё видеть не приходилось. Храбрость советских воинов не знает границ».

История подъема останков самолета Константина Адамчука послужила поводом подробно изучить подвиг нашего земляка. 14 декабря 2014 года  геленджикская группа отряда «Кубанский плацдарм» ВПЦ «Подвиг» под руководством Евгения Александровича Порфирьева обнаружила и обследовала место падения советского самолета примерно в 1 километре от Кабардинского перевала. На глубине 1,5 метров в земле торчал прекрасно сохранившийся мотор М-105. В развале двигателя располагалось бортовое вооружение: 20-мм пушка ШВАК. Почти весь боекомплект находился в патронных ящиках. Вероятно, самолет был сбит в самом начале воздушного боя. Удалось установить номер мотора ПФ4-2689.

По имеющейся в архивах  информации,   мотор М-105ПФ4-2689 был установлен на самолете Як-1б №  45119, входившем в состав 812 истребительного авиационного полка 265 истребительной авиационной дивизии 3 истребительного авиационного корпуса. Самолет был закреплен за пилотом младшим лейтенантом Адамчуком и, как сказано в Оперативной сводке № 01 штаба 265 ИАД за 20.04.1943 г., он не вернулся с боевого задания после группового боя с истребителями противника в районе Новороссийска.

Останков пилота обнаружено не было. Обратившись к архиву,  поисковикам удалось установить, что младший лейтенант Адамчук после этого боя выжил.  На парашюте он покинул подбитую машину и через несколько суток вернулся в часть.

В воздушном бою в районе станицы Крымская 29.04.1943 г. он сбил первый из четырех в своей карьере самолет противника Ме-109. Однако этот бой стал для лейтенанта Адамчука последним в качестве летчика-истребителя. Полученное им тяжелое ранение надолго приковало его к госпитальной койке. А вердикт врачей был как приговор: он больше не сможет летать.

И, тем не менее, Константин Константинович Адамчук нашел в себе силы снова подняться в воздух, правда уже не на истребителе, а на скромном труженике войны По-2 или попросту «кукурузнике». С марта 1944 года он пилот, а с февраля 1945 г. командир звена 127-й отдельной авиационной эскадрильи связи.

В Гомель фронтовик возвратился только в 1946 году. Мундир летчика он сменил на форму речника. Прожил долгую жизнь, воспитал двух достойных сыновей.

Никита Буланов у памятного камня в честь Руденко и 16ти летчиков погибших в небе над Гомелем

Адамчук фото военных лет

История и историческая память разные понятия. История – наука, основанная на документах. А вот историческая память, или, как ее еще называют, социальная память — это осуществляемый обществом с помощью специальных институтов, устройств, средств процесс фиксации обобщенного коллективного опыта человечества, неотъемлемый элемент духовной жизни общества, его общественного сознания. Вот и поисковое движение – своеобразный институт памяти.  Информация, которую мы изучаем, исследуем и передаем своим сверстникам и последователям, формирует наши познания о Великой Отечественной войне, отношение к тем событиям, о которых мы рассказываем, укрепляет память о тех людях, которые проявили героизм и принесли Победу Союзу Советских Социалистических республик.

Никита Буланов, кадет  ГУО «Гомельское кадетское училище»

Фото 1

На фото 1 Адамчук, возможно, курсант Одесской летной школы или призывник. Фото разместили  при обновлении сведений на сайте «Память народа»

 

Телефон для справки: +375 44-5150899

Комментарии закрыты.

WEBPAY

Общественное объединение «Белорусский союз суворовцев и кадет»
УНН 100116878
220012 Республика Беларусь, г. Минск, ул. Калинина, 30а, ком. 408
Прием пожертвований осуществляется круглосуточно