В один из последних ноябрьских дней прошлого года погода на Гомельщине не задалась. Поздняя осень сопротивлялась наступающей зиме. Валил мокрый снег, таял, образуя лужи и хлябь на почве. В такую погоду люди предпочитают по возможности быть дома. А Радил и Алик Шайхлиевы отправились в далекую дорогу. От Екатеринбурга, где живут они в пригороде, до Гомеля — почти две с половиной тысячи километров. Но отец и сын знали, что обязательно должны преодолеть это расстояние ради той святой встречи, о которой они мечтали, которую планировали долго и настойчиво. У Радила приближался юбилей. Полвека — солидная дата. Многое успел этот башкирский мужчина за прожитые годы. Вот и сын уже возмужал. Но всегда он чувствовал за собой тяжелый долг. Где-то в Беларуси пал смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны его дед Хурмат Шехлисламов. Скупые строчки объединенной базы данных «Мемориал» сообщали, что лежит боец Красной Армии недалеко от деревни Красная Долина Гомельского района.
Тщетно пытались Шайхлиевы отыскать Красную Долину, расспрашивая дачников и жителей деревень Гомельского района. Новое поколение и не слышало о таком населенном пункте. И немудрено. Деревня перестала существовать в 1957 году. И до войны была она немноголюдной. А военное лихолетье стерло деревеньку с лица земли. Отдохнув в гостинице областного центра, утром отправились внук и правнук бойца Шехлисламова в районный военкомат, а там им сообщили, что братское захоронение поставлено в график работ для 52-го специального поискового батальона. Перезахоронение бойцов назначено на 2017 год.
Неизвестно, когда бы это произошло, если бы не неравнодушные люди. Все чаще дачники и сельские жители, посещая лес вблизи бывшей деревни Красная Долина, стали замечать человеческие кости, вымытые дождями и талыми водами. Убедился в этом и активный поисковик Руслан Фокин, у которого недалеко в дачном поселке участок и дом. Вот и оформил он в военкомате Гомельского района информационный лист для поискового батальона. Место захоронения бойцов поставили в график работы официальных поисковиков.
А в день обращения Шайхлиевых в военкомат, Руслан Николаевич вызвался их сопровождать к месту захоронения близкого человека. Высоко в небе шумели хвоей мачтовые сосны над маленьким крестом у холмика, еле заметного среди деревьев. Два человека, с чувством исполненного долга, молча стояли у скромного захоронения.
— Здравствуй, дед, — каждый мысленно приветствовал бойца, — давшего им жизнь, воевавшего за мир и заплатившего дорогую цену за тишину и покой на огромной территории Земли.
Ни годы, ни расстояния не смогли отвратить эту встречу. Можно назвать это зовом крови или любым другим понятием астралов. Но на самом деле — это все тоже чувство долга, верности предкам, благодарности к человеку, который успел продолжить род и дал возможность оставшимся в живых родственникам жить и любить, любить и помнить, благодаря кому они есть.
А скольким чаяниям не представилось сбыться по разным причинам. Жизнь сложна. Но, наверняка, сотни людей обращались к образам своих отцов и дедов, отдавшим жизнь за освобождение нашего города и Республики.
По архивным данным в районе деревни Красная Долина погребено 173 бойца Красной Армии. Есть сведения, что отсюда производились в послевоенные годы несколько перезахоронений. Часть бойцов увековечена на близлежащих мемориалах. Неучтенных остались 117 человек. Все воины погибли осенью 1943 года при наступательных операциях по освобождению Гомеля. Ожесточенные бои сменялись победами, поражениями и потерями. Например, из донесения командира 114 гвардейского стрелкового полка от 12 октября 1943 года известно, что в районе Красной Долины шли сильные бои. «Имеются большие потери личного состава», — пишет командир, но несмотря ни на что, «оставшаяся часть батальонов заняла рубеж обороны по мелкому кустарнику перед большим лесом по дороге». Несколько десятков километров отделяли рубежи Советской Армии от занятого немцами Гомеля, и лишь 26 ноября противник был повержен, а город освобожден.
Второй год вместе с военнослужащими 52-го специального поискового батальона в поисковых работах участвуют кадеты Гомельского городского кадетского училища. Вот и в этом сезоне Вахта Памяти пришлась на объект в Красной Долине.
В считанные часы на окраине леса, недалеко от захоронения расположился кадетский палаточный лагерь.
Представители батальона определяют объем работ. Тщательно просеивается песок в отвалах. Ведь каждая мелочь может нести важную информацию о погибших. Но результат очень скудный: остатки одежды, обуви погоны сержанта, ржавая ложка, пуговицы обмундирования.
Все это говорит о том, что в могилах солдаты Красной Армии. Скорбное количество эксгумированных воинов растет с каждым часом. За два дня с места захоронения поднято 64 останков бойцов. Но заветного медальона или иных обстоятельств с информацией о личности погибших нет. Для окончательных выводов нужно время.
Ясно одно, что бойцы будут преданы земле по всем человеческим и православным законам, что теперь они будут покоиться в одном из ухоженных и почитаемых мемориалов. Но самое главное, что, согласно мудрому изречению, защитники нашего города от немецко-фашистских захватчиков будут вечно живыми, потому что человек умирает тогда, когда умирает память о нем. Мы будем помнить их, 173 бойца, отдавших свою жизнь ради нашего благополучия у маленькой белорусской деревни Красная Долина.
Накануне нашего отъезда на Вахту Памяти пришло письмо от Радила и Алика Шайхлиевых. Потомки бойца спрашивали о поисковой операции. Она завершилась, и имя бойца Хурмата Шехлисламова вместе с его погибшими товарищами будет обязательно увековечено на мемориале.
В Вахте Памяти приняли участие кадеты:
Даниил Кабков, Александра Гордеева,
Егор Сафонов, Виктория Подберезкина,
Максим Зезюлин, Роман Каюков,
Иван Иванов, Никита Клименко,
Владислав Шулак, Валерия Палицина.