75-летию образования суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ посвящается…
Суворовские военные училища в СССР были созданы решением советского правительства в год коренного перелома в Великой Отечественной войне. Ещё большая часть Советской страны была оккупирована фашистами, но её руководство уже задумывалось о послевоенном времени, о судьбах детей, опалённых войной, о будущем армии и о подготовке высокообразованных государственных управленцев.
Мало кому известно, что впервые идею образования суворовских училищ высказал генерал-лейтенант Алексей Игнатьев. 17 апреля 1943 года представитель старинного графского рода, кавалергард, выпускник Киевского кадетского и Пажеского корпусов, дипломат и разведчик, царский генерал, порвавший со своим прошлым и перешедший на сторону Советской власти (за это от него отказались родной брат и мать), обратился с письмом к руководителю Советского Союза Иосифу Сталину. В нём он говорил о том, что «специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней и школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной Армии. Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, явились все же основным рассадником офицерского воспитания наших истинно военных людей…». Также он указал на необходимость оказания помощи сыновьям павших в боях военнослужащих.
В том же году предложения Алексея Игнатьева были одобрены и 21 августа 1943 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) в постановлении № 901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предписали наркомату обороны «для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов» создать «девять суворовских училищ, типа старых кадетских корпусов…со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников».
История кадетского образования царской России
Вся история человечества свидетельствует о внимании, которое обращалось обществом на подготовку мальчиков и юношей к защите своих земель. Начиная с древней Персии и древней Греции, Римской империи уже создавались школы, в которых подрастающие поколения готовились быть защитниками. К примеру, во времена Перикла всякий 17-летний юноша уже умел владеть оружием. Издавно человечество помнит военные подвиги спартанцев и Александра Македонского. Вот почему у греков Солон (640 – 559 г. до н. э.) был и поэтом, и законодателем, и полководцем, а Перикл (494 – 429 г. до н. э.) великим оратором, государственным деятелем и тоже полководцем. Во времена анархии и государственного разброда средних веков возникли «рыцарские академии» («Ritter – Akademien») – впервые в Неаполе, а затем во Франции и Англии.
Изменения вооружения и военного искусства потребовали новых подходов к подготовке будущих защитников. Опять же первые школы полководцев появились в Италии в XV веке. Особенно славилась школа Alberico Barbiano, которую закончил знаменитый Франческо Сфорца (1401 – 1466). В начале XVII столетия в Дании возникли «рыцарские академии», в которых, кроме гимнастики и верховой езды, преподавали математику, черчение, фортификацию и артиллерию. После 30-летней европейской войны в военной службе утвердилась практика, когда в офицеры производили не за отличия на поле боя, а по старшинству в роду. Младшим же в семье надо было состоять на военной службе несколько лет, а только потом становиться офицером. Дворян стали записывать в полки с колыбели. Чтобы избавить дворян от службы в неподходящей для них среде, а также для улучшения подготовки будущих офицеров Великий курфюрст Пруссии учредил в 1653 году три кадетские школы, которые в 1700 году объединились в кадетский корпус. Французское слово «cadet» означало младший сын в дворянском семействе. Окончательно прусское кадетское образование в виде кадетского корпуса сложилось во времена Фридриха І в 1716 году. Одновременно с этим возникли и военные учебные заведения в России.
Петром I более трёхсот лет назад была открыта Школа математических и навигацких наук, положившая начало созданию системы военного образования в стране, в том числе и кадетского. В 1731 году по предложению сподвижника Петра I графа Павла Ягужинского состоялся Указ Анны Иоановны о создании в Санкт-Петербурге Корпуса кадетов шляхетских детей, который с 1742 года стал именоваться Сухопутным шляхетским кадетским корпусом. За образец была взята Пруссия. Следует отметить, что концу XVIII века в России действовали уже 13 кадетских корпусов. Они были основным источником пополнения офицерских кадров императорской армии. Но только Сухопутный шляхетский кадетский и Пажеский корпуса сразу выпускали офицеров. Из остальных выходили унтер-офицеры и юнкера, офицерские звания которым уже присваивались в войсках (в первую очередь).
26 апреля 1830 года Николай I утверждает «Общие Положение и Устав для военно-учебных заведений», а в 1832 году создаются Управление военно-учебными заведениями и Штаб управления военно-учебными заведениями. Согласно распоряжения Главного начальника военно-учебными заведениями великого князя Михаила Павловича в 1836 году был введён новый Устав военно-учебных заведений, согласно которому все кадетские корпуса разделились на два класса. К первому классу причислялись Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Дворянский полк, столичные кадетские корпуса, Финляндский, Павловский, Новгородский, Орловский, Воронежский, Полоцкий, Брестский, Петровско-Полтавский, Оренбургский, Сибирский и Морской кадетские корпуса. В них утверждались специальные классы, по окончании которых кадеты производились в офицеры
Ко второму классу относились Александровский малолетний, Александрийский сиротский, Тульский, Тамбовский, Владимирский, Киевский кадетские корпуса. Кадеты этих корпусов по окончании пяти лет учёбы поступали в кадетские корпуса 1-го класса. Губернские корпуса первоначально не имели офицерских классов. Их воспитанники по окончании обучения переводились в Дворянский полк, где, пройдя курс специальных классов, производились в офицеры. Был установлен следующий порядок для выпускников кадетских корпусов первого класса: окончившим по 1-му разряду присваивалось звание поручик (прапорщик в гвардию), по 2-му разряду – подпоручик, по 3-му разряду – прапорщик, по 4-му – в линейные батальоны. Во время царствования был образован целый ряд новых кадетских корпусов.
Смерть Николая I и поражение России в Крымской войне послужили основанием для военной реформы, которую осуществлял военный министр Дмитрий Милютин в 60-х годах XIX века. Суть его реформ заключалась в отделении общеобразовательного курса в военно-учебных заведениях от военно-специального и создания для каждого из них отдельных учебных заведений: военных гимназий, прогимназий (вместо кадетских корпусов) и военных училищ. Дмитрий Милютин пытался воспитать высокообразованных, самостоятельно мыслящих, талантливых офицеров, которые не ограничивали бы круг своих интересов только вопросами службы. Но случилось так, что большинство выпускников военных гимназий выбирало гражданские престижные университеты, а в военные училища поступали от безысходности, по убеждению или согласно семейной традиции.
В 1882 году во время «контрреформ» Александра III военные гимназии вновь преобразуются в кадетские корпуса с закрытым пансионом обучения. Военные прогимназии были закрыты или преобразованы в военные школы, куда направлялись провинившиеся или неуспевающие кадеты. В кадетских корпусах формировали патриотизм, верность воинскому долгу и воинской чести, смелость… преданность царю и Отечеству. Но в отличии от своих предшественников, кадетские корпуса конца XIX – начала XX веков давали прекрасное общенаучное, гуманитарное, языковое и начальное военное образование. Их выпускники продолжали обучение в самых престижных кавалерийских, артиллерийских, инженерных, пехотных и морских училищах, получали офицерские звания и оставались на офицерской службе.
После Октябрьской революции кадетские корпуса прекратили своё существование. Часть кадет поступила в Добровольческую армию. Известны случаи, когда в начале Гражданской войны кадетские корпуса из территорий, находящихся под контролем большевиков, в полном составе вместе с знамёнами сумели добраться до белой армии. Некоторые кадетские корпуса были эвакуированы в Крым, Турцию, Болгарию и другие сопредельные государства. Покинувшие Турцию кадеты нашли себе приют в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (Югославии), король которой Александр I, сам когда-то окончивший Пажеский корпус в Санкт-Петербурге, оказал всяческую помощь в налаживании полноценного учебного процесса российских кадетских корпусов на землях своего королевства. Некоторые из российских учебных заведений просуществовали в эмиграции вплоть до 30-х – 40-х годов XX столетия.
На территории Беларуси впервые создал кадетский корпус в Несвиже князь Радзивилл («Рыбонька»). Его предназначением было удовлетворение потребностей княжеской милиции в командном составе, который был бы предан дому Радзивиллов.
Военно-учебное заведение литовского рода Радзивиллов в Речи Посполитой некоторые белорусские историки пытаются представить историческими корнями «беларускага войска» и противопоставить российским кадетским корпусам и суворовскому военному училищу на территории Беларуси. Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» организовал 20 – 21 апреля 1917 года научную конференцию, посвящённую 270-летию образования кадетского корпуса в Несвиже. Хотя её материалы и выводы не подтверждаются историческими документами, но факт проведения научных обсуждений в этом аспекте наложили значимый отпечаток на политическую действительность Республики Беларусь. В связи с данными обстоятельствами есть острая необходимость дать короткую историческую справку по радзвилловской «школе».
Предпосылками создания собственной военной школы для Радзивилловской милиции вероятней всего были Кричевское восстание под руководством народного героя Беларуси Василия Ващилы (1740 – 1744) и крупное вооружённое выступление белорусских крестьян в Мозырьском уезде во владениях виленского капитула (1754 – 1755). Для подавления крестьянских волнений Радзивилл бросил свою собственную регулярную армию, которая прославилась особой жестокостью. Понадобились командиры, которые могли бы слепо выполнять самые бесчеловечные приказы литовского гетмана в отношении белорусов.
В 1745 году в Несвиже открывается Рыцарская школа или корпус артиллерии и инженерии. Она просуществовала до 1755 года. С 1766 года начинается второй этап Рыцарской школы Радзвилла, который продолжался до 1770 года, когда нищие и голодные кадеты вынуждены были разбежаться. Он связан с именем приближённого к гетману саксонского наёмника обер-лейтенанта Франциска Фроелиха. За особую личную преданность Радзивилл посылает его с пятью офицерами (такими же наёмниками) в 1767 году в Несвиж и он становится во главе школы. Данные об его образовании практически отсутствуют, как и об учебном процессе в Рыцарской школе.
Вместе с тем ряд свидетельств говорит о том, что шляхетские дети отказались обучаться в этой школе и она была в приказном порядке укомплектована сыновьями мещан из частных городов Радзивилла. По разным данным в ней ежегодно обучались от 12 до 18 человек. За 17 лет своего существования школа выпустила около 40 офицеров. Программа обучения не отличалась разобразием и была максимально упрощена: немецкий язык (ведь руководство, преподаватели и воспитатели – немцы), основы геометрии, рисование, артиллерия, гражданское право, верховая езда. О качестве преподавания судить сложно, ибо профессора в Несвиже явно отсутствовали.
Карательные функции Радзивиловской милиции на белорусской земле и активное участие в них воспитанников Рыцарской школы, мизерное количество офицеров, выпущенных ею, примитивное образование, получаемое несвижскими кадетами, не дают нам оснований считать данное учебное заведение историческими истоками военной системы независимой Беларуси. Это же относится и к кадетскому корпусу в Гродно Антония Тизенгауза во главе всё с тем же Франциском Фроелихом (1770 – 1772), кадеты которого не оставили какого-то видимого следа в белорусской истории.
Во времена Российской империи в Беларуси осуществляли свою деятельность Александровский кадетский корпус в Бресте (1842
– 1864) и кадетский корпус в Полоцке (1835 – 1920). Они изначально создавались как корпуса, принадлежащие к первому классу и выпускали офицеров.
Особого внимания заслуживает основанное на собственные средства в 1778 году Семёном Зоричем Шкловское благородное училище. Мальчики в него принимались с восьми лет и там было пять классов. Обучение в каждом из первых трёх классах продолжалось в течение одного года, в четвёртом – два, в пятом – три года. Итого – срок обучения составлял от 6 до 7 лет. Подъём для воспитааников был в пять часов утра. Уроки начинались в шесть и заканчивались в восемь вечера. В училище изучались следующие предметы: русский, французский и немецкие языки, рисование, Закон божий, история, география, арифметика, геометрия, высшая математика, военная экзерциция, фехтование, артиллерия, тактика, военная архитектура, гражданская архитектура, верховая езда, вольтижирование, танцы, инструментальная музыка. Каждому классу соответствовали свои предметы. Зорич добился от императрицы, чтобы его кадеты «по окончании наук, свидетельствованы были присылаемыми из Петебурга знающими особами и принимаемы были наравне с кадетами императорских кадетских корпусов поручиками в военную и гражданскую службу, смотря по их способностям…». Ежегодно оканчивали училище более 20 человек, за 19 лет было выпущено 265 хорошо подготовленных образованных специалистов.
28 марта 1797 года Шкловское училище было переведено в казённое ведомство с оставлением за генерал-поручиком Семёном Зоричем права наблюдения и кураторства. После его смерти с 28 ноября 1799 года оно стало называться «Шкловским кадетским корпусом». В 1800 году корпус переезжает в Гродно и получает название «Отделение кадетского корпуса Гродненского» и становится вспомагательным учебным заведением 1-го кадетского корпуса в Петербурге. В 1807 году корпус переводится в Смоленск с названием «Смоленского кадетского корпуса». С началом войны 1812 года Смоленский кадетский корпус передислоцируется в Тверь, затем в Ярославль и Кострому. В 1823 году бывшее Шкловское благородное училище окончательно перезжает в Москву и становится 1-м Московским кадетским корпусом.
Надо сказать, что учебная программа Шкловского благородного училища послужила основой для развития и становления системы кадетского образования в России. Можно сравнить её с единым учебным планом, установленным для всех кадетских корпусов в 1836 году. Так в кадетских корпусах первого класса в общих (5 лет) и специальных (3 года) классах преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, механика, естественная история, физика, химия, русская и всеобщая история, география, законоведение, статистика, артиллерия, тактика, военная топография, начертательные искусства, гимнастика, фехтование и танцы. В специальных классах проходили дифференциальное и интегральное уравнения. Для чтения издавался специальный литературный журнал, представлявший сборник лучших произведений того времени.
В последующем к упомянутым предметам добавились космография, зоология, ботаника, минералогия, физиология, черчение и проекционное черчение. Вводилось внеклассное чтение на французсском и немецком языках, курс риторики. В курс законоведения в старших классах был введён раздел о различных нравственно-философских системах, расширена программа основ научной этики. К преподаванию привлекались лучшие преподаватели страны, ибо их труд оплачивался даже выше чем в гимназиях.
К концу девятнадцатого столетия система кадетского образования в России приобрела стройность и достигла определённого совершенства. Были сформулированы единые принципы и подходы в обучении и воспитании воспитанников кадетских корпусов, что и послужило основанием для принятия их за образец при создании суворовских военных училищ в Советском Союзе.
Кадетство в Советском Союзе и его преемники
В конце 30-х годов в системе Народного комиссариата просвещения СССР были созданы спецшколы – средние учебные заведения, предназначенные для подготовки учащихся к поступлению в военные училища. Обучение проходило там с восьмого по десятый классы. Кроме общеобразовательных предметов будущие курсанты изучали основы военного дела в соответствии со спецификой избранного военного училища. Пансионата спецшколы не имели и учащиеся жили дома, в общежитиях или на частных квартирах. Артиллерийские спецшколы в стране просуществовали с 1937 по 1946 год, преобразованные в 1947 году в артиллерийские подготовительные училища они действовали до 1955 года. Будущих моряков спецшколы готовили с 1940 по 1944 годы, а лётчиков до 1955 года.
Образование в 1943 году суворовских училищ было востребовано общей политической ситуацией в СССР, когда руководству страны в годы войны было необходимо опереться на патриотическое сознание народа, уходящее своими корнями в славную военную историю российского государства. Появились воинские звания, погоны, ордена, носящие фамилии известных полководцев и флотоводцев России, заговорили о традициях русского офицерства… Создание закрытых учебных заведений по подобию старых кадетских корпусов было востребовано самой жизнью.
Не было случайностью, что разработанное к началу первого учебного года – 1 декабря 1943 года – «Положение о Суворовских военных училищах» во многом копировало «Положение о кадетских корпусах» 1886 года. Например, первая статья Положения 1886 года гласит: «Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание». Положение 1943 года: «Суворовские военные училища имет целью подготовить мальчиков к военной службе, дать им общее среднее образование и соответствующее их предназначению воспитание».
Выполняя постановление СНК и ЦК ВКП(б) Народный комиссариат обороны с октября по ноябрь 1943 года сформировал девять суворовских училищ: Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское. Для детей пограничников создавались два суворовских военных училища – Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков – Тбилисское, затем – Рижское и Ленинградское военно-морские училища.
4 июня 1944 года ГКО принял постановление об открытии ещё шести суворовских училищ в городах Казань, Куйбышев, Горький, Саратов, Тамбов, Тула. 1944/1945 учебный год заканчивали уже 15 СВУ, в которых обучалось более 7500 воспитаников.
Слово «суворовец» официально появилось в жизни СВУ только спустя два года после начала их деятельности. Кстати, «суворовцами», себя называли кадеты Суворовского кадетского корпуса в Варшаве, хотя имя Александра Суворова в Польше и её столице было нарицательным, а сам великий полководец был проклят поляками. Кадеты Варшавского корпуса носили красные погоны с буквами «Сув.». В эмиграции они основали своё объединение и выпускали журнал «Суворовцы» вплоть до 1970-х годов.
В сентябре-ноябре 1943 года ещё значительная территория европейской части СССР была оккупирована немцами и все силы страна отдавала фронту. Но правительство Советского Союза выделило значительные средства для снабжения суворовских и нахимовских училищ всем необходимым: в обеспечении их помещением, питанием (паёк был по лётной норме), обмундированием. Для заполнения штатов офицеров-воспитателей и преподавателей училищ с передовой был отозван ряд офицеров-фронтовиков, имевших, как правило, педагогическое образование и опыт работы в школе или работы и обучения в кадетских корпусах до революции.
Это были особые люди, интегральная характеристика которых была изложена участником войны, более тридцати лет отдавшему делу воспитания суворовцев-минчан Леонидом Гавруковичем: «Чтобы иметь успехи в работе по воспитанию у суворовцев необходимых качеств военного человека, офицер должен иметь не только хорошие знания и умения, но и широкий общеобразовательный кругозор, любить детей, проявлять в общении с ними внимательность, сдержанность, такт, быть примером во всём, соблюдать опрятность и аккуратность в ношении форменной одежды…».
С руководящим составом суворовских училищ, командирами рот, старшими преподавателями в Москве до начала учёбы были проведены установочные и методические сборы, которыми руководил вновь созданный Отдел суворовских военных училищ, входивший в состав Управления военно-учебных заведений Красной Армии. Вскоре для них был открыт особый факультет в Военно-педагогическом институте (закрытый в безумные годы Никиты Хрущёва). Кстати, в царской России с 1900 года действовали Педагогические курсы для офицеров-воспитателей кадетских корпусов.
Начальниками училищ назначались генералы, а должности командиров рот соответствовали званию полковника. Должностные оклады начальствующего состава в СВУ были на 25 % выше чем оклады должностных лиц в военных училищах. Такое же положение было и с оплатой преподавателей из числа гражданских лиц. В целом надо отметить тщательность, внимание и щепетильность к подбору воспитателей и преподавателей суворовских училищ со стороны руководителей государства, которые могут служить примером и для сегодняшнего времени.
Несмотря на неимоверные трудности с 1 декабря 1943г. в общественной жизни СССР открылась история суворовских военных училищ: в советских СВУ повсеместно начались плановые занятия. Каждому из них в течение декабря в торжественной обстановке были вручены боевые знамёна. Эти дни и считаются днями их рождения.
Контингент воспитанников суворовских военных училищ первого набора 1943/1944 года состоял не менее чем на 85 % из числа детей погибших воинов. Это были мальчики, пережившие артобстрелы, бомбёжки, голод, холод и все ужасы военного лихолетья. На глазах у некоторых воспитанников фашисты расстреляли их родных и близких. Учились также и сыны полков, партизанские разведчики, на груди которых сверкали боевые ордена и медали. Воспитанники суворовских училищ обладали богатым жизненным опытом взрослых людей, но этим невозможно было восполнить потерю, а иногда полное отсутствие знаний по учебным предметам. И только железная сила воли, нечеловеческий труд маленьких солдат позволили им блестяще заканчивать училища, резко отличаться по уровню знаний от своих сверстников в граждансих школах в лучшую сторону. Количество золотых и серебряных медалистов среди суворовцев первых выпусков било все рекорды. Они заложили традиции высоких интеллектуальных знаний выпускников суворовских военных училищ, на которые равнялись все последующие поколения суворовцев и кадет вплоть до настоящего времени.
В среду воспитанников советских суворовских военных училищ, олицетворявших собой рабочий класс и колхозное крестьянство, быстро и незаметно вошла святая заповедь царских кадет-дворян: «Душу — богу, сердце — даме, жизнь – Отечеству, честь — никому». Именно в такой постановке она не была официально сформулирована в качестве идеологемы общественного сознания советских суворовцев. Но её принципы: честь, достоинство, порядочность, чувство правды, преданное служение Отечеству, самоотдача избранной профессии стали неотъемлимыми личностными качествами почти каждого выпускника суворовских и нахимовских военных училищ.
Уклад обучения и воспитания суворовцев и нахимовцев формировал в своём большинстве высокоинтеллектуальные личности, которые добивались блестящих успехов в избранных профессиях. Трудно найти сферу жизнедеятельности Советского Союза, а в последущем во вновь образованных независимых государствах, где бы не оставили заметный след суворовцы и нахимовцы.
Так как мы все заканчивали суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, то выделим в первую очередь успехи выпускников СВУ и НВМУ в военной области. Около семистам из них были присвоены высшие офицерские звания: генерал-армии – 5 человек (среди них воспитанник Казанского СВУ Валерий Герасимов – начальник Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации-первый заместитель министра обороны РФ), генерал-полковник – 34 человека, генерал-лейтенант – 160 человек, генерал-майор – более 420 человек. Адмиралами стали три человека, вице-адмиралами – 7 человек, контр-адмиралами – 60 человек. Пост министра обороны в постсоветских республиках занимали и занимают девять выпускников суворовских училищ.
В настоящее время на многих ответственных должностях в аппарате Администации Президента, министерства обороны, Генеральном штабе, в силовых ведомствах, законодательных и судебных органах, на всех уровнях государственного управления Российской Федерации успешно работают выпускники суворовских и нахимовских училищ. С какой гордостью, достоинством и элегантностью они носят на своей груди «кадетский краб»! Это же относится и к другим государствам СНГ.
Зместителем Председателя правительства Российской Федерации является генерал армии Юрий Борисов (Калининское СВУ), а федеральными министрами были: образования – Эдуард Днепров (Ленинградское НВМУ), иностранных дел – Игорь Иванов (Московское СВУ), культуры – Юрий Мелентьев (Саратовское СВУ). Пост Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь занимает ныне Станислав Зась (Минское СВУ), а его заместителя – выпускник Калиниского СВУ Михаил Пузиков. Самым молодым среди своих коллег был начальник комитета штабов Вооружённых Сил-первый заместитель министра обороны Республики Казахстан Малик Сапаров (Свердловское СВУ).
Суворовские и нахимовские училища подарили нашей Родине известных учёных и конструкторов, космонавтов и чемпионов Олимпийских игр, писателей и поэтов, композиторов и художников, сценаристов и режиссёров, народных артистов и дипломатов, банкиров и бизнесменов… Весь мир знает имена таких людей как Юрий Власов (Саратовское СВУ) и Валерий Попенченко (Ташкентское СВУ), Владимир Джанибеков (Ташкентское СВУ) и Борис Громов (Калиниское СВУ), Герард Васильев (Горьковское СВУ) и Анатолий Витушкин (Тульское СВУ), Игорь Гурьев (Ленинградское СВУ) и Владимир Кадышевский (Екатеринбургское СВУ)… Этот список можно было бы продолжать очень долго, столь величественны практические дела и героические поступки суворовцев и нахимовцев.
За героизм и самоотверженный труд ряд выпускников суворовских и нахимовских училищ награждены высшими государственными наградами. 14 человек удостоены высокого звания Герой Советского Союза, 3 –Герой Социалистического Труда, 53 – Герой Российской Федерации…
С момента своего образования и до настоящих дней суворовские и нахимовские училища подвергались неоднократному реформированию: от попыток создать суворовско-офицерские училиша, до перевода сроков обучения на два года. Но система, заложенная российскими кадетскими корпусами и советскими суворовскими училищами, сумела успешно преодолеть все социальные и политические потрясения. В её основе лежал особый дух традиций кадетства, который присущ всем закрытым военным пансионам независимо от времени, страны и эпохи – будь то царская Россия, далёкое Перу или Советский Союз.
После распада СССР в ряде вновь образованных независимых государствах не отказались от системы закрытых военных пансионов для мальчиков и юношей. В первую очередь это относится к России и Республике Беларусь. Патриотические круги этих стран понимали, что генофонд нации лучше всего сохранится в закрытых военно-учебных заведениях, в которых воспитанники буду начинать обучение с юного возраста. К уже действующим суворовским училищам в этих странах добавились кадетские корпуса и училища.
В Российской Федерации, к примеру, только в конце XX века трижды высшие руководители страны обращались к теме суворовских, нахимовских и кадетских училищ: состоялись распоряжения Президента России от 03. 04. 1995 г. № 155 и № 118 от 09. 04. 1997г., его Указ от 12. 07. 1996 г.; постановления Правительства Россиской Федерации № 696 от 11 06. 1996 г. и № 1427 от 15. 11. 1997 г. Решения Президента и Правительства России направлялись на увеличение количества средних специальных заведений по подготовке несовершеннолетних граждан мужского пола в системах Министерства обороны и МВД, а в последующем и во всех российских силовых структурах. В 1996 году было утверждено Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских и кадетских (морских кадетских) корпусах.
Создание системы кадетского образования стало делом патриотов России. Активное участие в этой работе принимали объединения суворовцев, выходцы из исторических кружков, инициативные группы граждан, казачьи объединения и др. Так, в 1991 году в Новочеркасске была создана кадетская школа-интернат «Донской императора Александра III кадетский корпус». В Новосибирске в 1992 году по инициативе военно-патриотического объединения «Мужество, Героизм и Воля» создаётся Сибирский кадетский корпус. В 1993 году в Воронеже началось возрождение Великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса… В настоящее время в России действует 70 кадетских корпусов, школ, школ-интернатов, гимназий, а также более 400 кадетских классов муниципального подчинения.
К этому надо добавить целый ряд федеральных специальных военно-учебных заведений. К ним относятся: суворовские военные училища в следующих городах – Екатеринбурге, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Ульяновске, Уссурийске; Президентские кадетские училища в Ставрополе, Оренбурге, Тюмени, Туле, Краснодаре, Кызыле, Владивостоке, Севастополе; кадетские корпуса в Санкт-Петербурге, Аксакайске, Омске; кадетские школы при Военном институте физической культуры, академиях имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, академии имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого; Кронштадский Морской кадетский корпус; Московское военно-музыкальное училище и пансион воспитанниц Министерства обороны РФ.
В возрождающейся Российской Федерации кадетство переживает эпоху ренессанса. Оно всё больше выполняет не только функции социальной защиты военнослужащих (в российские военно-учебные заведения предполагается набирать в первую очередь мальчиков и даже девочек из семей работников силовых структур, которые должны были быть уверены, что их детей государство не бросает на произвол судьбы), но и политические по подготовке будущих образованных и патриотично настроенных государственных элитарных управленцев России.
В какой-то степени данные явления в союзной России становятся примером для Республики Беларусь. В независимой Беларуси инициатором кадетского движения выступает Белорусский союз суворовцев и кадет. Во многом благодаря ему в стране развёрнута система кадетского образования, которая всё больше приобретает стройность и организованность в обучении и воспитании суворовцев и кадет.
Белорусское кадетство
История современного белорусского кадетства тесно связана с Минским суворовским военным училищем, которое рассматривалось руководством республики и белорусской общественностью как символ послевоенной Беларуси. 7 декабря 1945 года ЦК КП(б) Беларуси принимает Постановление о формировании двух суворовских военных училищ в Минске и Полоцке. Тогда даже тщательно обследовали состояние сохранившейся коробки сгоревшего здания бывшей «военной школы» на улице Максима Горького. В Полоцке суворовцев предполагадось разместить в комплексе построек царского кадетского корпуса.
Но только лишь в 1952 году, после неоднократных обращений фронтовиков и партизан, трудящихся Беларуси, благодаря стараниям и усилиям командующего БВО маршала Советского союза Семёна Тимошенко и первого секретаря ЦК КПБ Николая Патоличева состоялось решение Совета Министров СССР об открытии в Минске суворовского военного училища. В 1953 году, 1 сентября прозвенел первый звонок в Минском СВУ, 6 ноября училищу было вручено Боевое Знамя, 5 декабря состоялся официальный праздник открытия училища.
В Минское суворовское военное училище было принято 505 воспитанников, из них 300 мальчиков, родители которых погибли или пропали без вести на фронте, а также стали инвалидами Великой Отечественной войны. Один из командиров рот училища подполковник Михаил Романенко в своих воспоминаниях приводит пример социального состава своей роты (100 человек): сформированная в конце 1953 года она укомплектовалась белорусами 1939 – 1942 годов рождения, из числа принятых мальчиков 40 являлись круглыми сиротами, 50 не имели отца или матери, 10 были детьми инвалидов войны…
Беларусь, вынесшая четыре страшных года гитлеровской оккупации, в это время ещё лежала в развалинах, многие люди жили в землянках. Не был исключением и Минск. От оперного театра весь город просматривался до Дома Правительства. Таким было наследие немецкого «нового» порядка, во время которого, по утверждениям ряда историков и публицистов независимой Беларуси, «создавалась» некая белорусская «государственность». В Минске за годы войны вновь возросла литвино-польская составляющая населения. Многие коллобарационисты Беларуси, их приспешники, сторонники и единомышленники не успели покинуть город вместе с немецкими войсками. Одним из инструментов возвращения Минску облика столицы Белорусской Советской Социалистической Республики являлось суворовское военное училище. Это и стало одной из причин столь настойчивого стремления белорусской общественности открыть СВУ в столице республики.
В суворовском училище белорусский народ видел образец возрождения своей земли и многонациональному отряду суворовцев белорусы отдавали всё лучшее. Эстетика военной службы мальчиков и юношей с её здоровьем, стройностью, опрятностью, святостью строя и уклада, красивой формой вселяли надежду на будущее белорусского народа.
В центре полностью разрушенного Минска на улице Максима Горького в короткий срок было отстроено здание, в котором разместилось училище. Оно представляло собой уникальный комплекс не только по своей оригинальной и красивейшей архитектуре, но по функциональной планировке для обыденной жизни воспитанников. Беларусь откровенно любила своих суворовцев и они платили ей тем же. Из 80 человек первого выпуска (1956) 7 суворовцев окончили училище с золотой медалью, 14 – с серебряной, то есть медалистами стали более четверти выпускников. Учитывая, что это были дети войны, многие мальчишки прибыли из соверщенно разорённых городов и деревень, в которых учебного процесса просто не могло существовать, то это был педагогический подвиг преподовательского состава и воспитателей, самоотверженный труд их воспитанников.
За короткий срок в Минском суворовском военном училище сложился офицерский коллектив, который объединил в себе лучшие черты советского и русского офицерства. Практически все офицеры были фронтовиками, а более 20 % из них прибыли из других суворовских училищ и их опыт претворяли в Минске. Этим самым среди минских суворовцев были заложены традиции беззаветного служения Родине с максимальной отдачей своих сил и способностей.
Официальным признанием передовой роли Минского СВУ среди других училищ явилось присуждение ему в 1957 году переходящего приза Министерства обороны СССР – Красного Знамени и бюста Александра Суворова. Присуждению приза предшествовала всестороняя проверка нескольких училищ, имевших по итогам истекшего учебного года наиболее высокие показатели общеобразовательной и военной подготовки суворовцев, воинской дисциплины среди них, результаты зачисления выпускников в военно-учебные заведения, успехи в спорте.
Всего за свою историю Минское суворовское училище выпустило более 13 тысяч человек. Сложилось так, что наибольших успехов минские суворовцы добились в области государственного управления и в науке. Парламент, министерство обороны, МВД, КГБ, МЧС, Следственный комитет, прокуратура, суды различного уровня … – вот далеко не полный перечень государственных институтов Республики Беларусь, где достойно трудятся выпускники Минского СВУ по обеспечению безопасности родной Беларуси.
Должность Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь с 2009 по 2013г.г. занимал Леонид Мальцев (1967), с 2015г. по настоящее время – Станислав Зась (1981).
Из семи министров обороны Республики Беларусь – трое выпускники Минского суворовского военно училища: Пётр Чаус (1956), Леонид Мальцев (1967) и Андрей Равков (1984). Единственный в Беларуси кавалер Ордена Воинской Славы Леонид Мальцев побил все рекорды постсоветских государств по пребыванию на постах министра обороны Республики Беларусь, Государственного секретаря Совета Безопасности и председателя Государственного пограничного комитета РБ.
Фактом является и то, что практически во всех управлениях министерства обороны и Генерального штаба Росийской Федерации служили и служат минские суворовцы: Юрий Бондарев (1965) – заместитель главнокомандующего Военно-воздушными силами по вопросам Объединёной системы противоздушной обороны государств-участников СНГ и Валерий Иванов (1960) – начальник Академии Российской Армии, Геннадий Макаров (1967) – начальник управления военной безопасности аппарата Совета Безопасности и Анатолий Гусев (1962) – заместитель начальника штаба Гражданской обороны, Валерий Володин (1964) – начальник службы радиоэлектронной борьбы Генерального штаба Вооружённых Сил и Сергей Кизюн (1973) – заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск, Анатолий Мазуркевич (1967) – начальник Главного управления международного военного сотрудничества министерства обороны и Олег Маричев (1969) – начальник управления кадров Сухопутных войск, Сергей Рудской (1977) — начальник Главного оперативного управления Генерального штаба и многие др. …
Более 160 человек суворовцев-минчан стали докторами и кандитами наук, им присвоены учёные звания доцентов и профессоров. Сферы научных интересов совершенно различные – техника и история, политика и философия, экономика и филология, химия и биология, военная сфера и т. д. Среди выпускников медицинских вузов минские суворовцы представлены почти всеми категориям врачей. А вице-президента геронтологического общества Российской академии наук, действительного члена Нью-Йорской академии наук, Итальянской академии экономических и общественных наук, Европейского регионального совета и т. п. Владимира Хавинсона (1964) по праву можно назвать «маршалом» медицины…
Традиции благородного служения Отечеству, заложенные суворовцами Мн СВУ в первой половине XX века, достойно продолжают их преемники в третьем тысячелетии. Минское суворовское военное училище, сохранив всё лучшее, что было достигнуто за его историю, стало основой для создания системы кадетского образования в Республике Беларусь. В настоящее время в Беларуси открылись следующие учебные заведения: специализированный лицей МВД (в прошлом Минское городское кадетское училище № 1), Минское городское кадетское училище № 2, Минское областное кадетское училище, Полоцкое кадетское училище, Витебское кадетское училище, Гродненское областное кадетское училище, Брестское областное кадетское училище, Могилёвское областное кадетское училище, специализированный лицей МЧС. Во многих школах действуют кадетские корпуса и классы.
Кадетские училища ещё делают только первые шаги, но тесное взаимодействие Белорусского союза суворовцев и кадет с общественнностью и государственными органами Беларуси является важным условием решения проблемы становления системы кадетского образования в Беларуси.
Во многом этому помогает активное сотрудничество БССК с суворовскими и кадетскими организациями Российской Федерации и других постсоветских республик. Их членов объединяют традиции кадетства выпускников суворовских и нахимовских училищ, 75-летие образования которых мы отмечаем в этом году. Ни годы, ни смена эпох и поколений не смогли их поколебать. Вольно или невольно, сознательно или бессознательно выпускники суворовских, а ныне и кадетских училищ в своей основной массе ведут себя в соответствии со словами директора Русского кадетского корпуса в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев генерал-лейтенанта Бориса Адамовича:
«В дни юности и в дни седин
Будь Родины своей достоин
И твёрдо помни, что один –
И тот на ратном поле воин».
Выпускник Мн СВУ (1967), член БССК, полковник в отставке Подлесный Евгений Яковлевич, кандидат политических наук.