О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Отмечая 77-ю годовщину со дня образования суворовских военных училищ, мы можем по- говорить, а скорее порассуждать о перспективах развития кадетского образования у нас в стране. Сегодня кадетское образование набирает обороты. Все кадетские училища, специализированные лицеи и, конечно-же, Минское СВУ успешно развиваются и с каждым годом добиваются все больших успехов в обучении и воспитании кадет. Все учреждения системы кадетского образования имеют полное пансионное обеспечение, значительно расширилась их учебно-материальная база, все большее количество воинских частей подключается к учебно-воспитательному процессу. Надо сказать, что этому способствуют и усилия, предпринимаемые со стороны государства. Указами Президента Республики Беларусь, государственными правовыми и нормативными актами утверждена и обновлена Концепция кадетского образования у нас в стране, утверждено Положение о кадетском училище, определены ориентиры и направления их дальнейшего развития. Для координации усилий кадетских училищ при Государственном секретариате Совета Безопасности функционирует соответствующий орган. Развитию кадетского образования у нас в стране активно содействуют общественные объединения патриотической направленности. Однако, у некоторых горячих голов нет-нет, да возникает вопрос: а надо ли нам такое образование, требующее значительных материальных затрат? Ведь проблемы обучения и воспитания успешно решают наши школы. Однозначный ответ: такое образование нам просто необходимо! И надо сказать, его необходимость ощущается с каждым годом все больше и больше. Дело в том, что мы живем не в то далекое время, когда внешняя информационная среда была средой воспитывающей, проникнутой духом высокого патриотизма. Мы живем и не в советское время, когда все средства массовой информации являлись инструментом идеологии, основанной на преобладании коллективного начала над личным. Сегодня мы живем в эпоху, когда ни государство, ни общество не имеют достаточно сильного влияния на СМИ. Последними в значительной мере управляют экономические интересы тех, кто ими владеет. А поскольку в мире уже давно разворачиваются информационные войны, ведется борьба за порабощение умов, то ситуация складывается далеко не в пользу общества. Во все времена хорошее воспитание и обучение детей, которые стремились дать своим детям состоятельные люди, ассоциировалось с закрытыми учебными заведениями, изолированными от внешнего воздействия. Сегодня сама жизнь требует вооружаться этим принципом, положив его в основу качественного школьного образования. Сама жизнь требует воспитывать и обучать детей в закрытых учебных заведениях, основательно изолированных от разрушительной внешней и, прежде всего, внешней информационной среды.
Кадетская система обучения, дающая детям бесплатное и качественное образование, которое дополняют хорошо организованные воспитательный процесс, быт и досуг, медицинское обслуживание, отдых, физическое развитие — представляют собой идеальный вариант современного учебного заведения. Поддержанный у нас в стране государством кадетский воспитательно-образовательный проект сегодня получает мощную поддержку белорусских семей, потому что каждая семья видит в нем путь спасения для своих детей. А хорошо воспитанные и обученные дети — самый большой и желанный капитал любой семьи. Впадать в крайности, конечно же, не следует. Создавая кадетские школы-интернаты и обеспечивая тем самым гарантированно высокий уровень подготовки молодых людей, государство не должно закрывать обычные школы. Каждой семье должна быть предоставлена возможность выбора: обучать ребенка в обычной школе, либо помещать его в образовательную систему школ-интернатов — в современные кадетские училища, специализированные лицеи и Минское СВУ, изолирующие детей на время обучения от агрессивной и разлагающей среды. Соревнование, борьба за ученика сыграет положительную роль — лучше станут работать и обычные школы. Кадетское воспитание и образование, имеющее уникальный 300-летний опыт — это наше национальное достояние, наше богатство. Разворачивая и используя этот опыт сегодня, через полтора десятилетия мы станем страной с гигантскими перспективами, потому что у нас очень быстро исчезнут самые сложные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются все промышленно развитые государства мира: наркомания, преступность, эпидемия СПИДа, демографический спад, катастрофическая нехватка национальной рабочей силы, интеллектуальная импотенция, преступность, коррупция, засилье бюрократии… Мы получим превосходную молодежь, новых граждан Беларуси — людей социально активных, духовно богатых, любящих свою страну, людей с высоким уровнем морали и культуры. Именно такой человеческий материал способны готовить белорусские учебные учреждения, в основу функционирования которых положен опыт кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ советского времени. В 1943 году советское руководство со всей ясностью осознало необходимость возрождения полномасштабного кадетского образования. Несмотря на то, что исход войны еще не был решен, с фронтов были отозваны для работы в этих училищах офицеры и генералы, в первую очередь те из них, кто ранее обучался в дореволюционных кадетских корпусах. Высшее руководство страны посчитало более важной государственной задачей передачу воспитательного опыта и знаний этими офицерами, чем их использование в боевых операциях на фронтах войны. Преемственность кадетского образования — вот та главная идея, которой они должны были послужить. И они блестяще выполнили свою миссию. Время не ждет! Пока еще в нашей стране живы и активны те люди, которые были воспитаны и обучены в суворовских и нахимовских училищах, их потенциал должен быть использован государством. В кадетском воспитании заложен золотой ключ решения современных молодежных проблем, а значит, и наиболее сложных проблем современной Беларуси и этим ключом мы можем и должны воспользоваться.

Юрий Сеньков

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Белорусский союз суворовцев и кадет