Новинка

Книга в продаже!

Поиск суворовца:

поиск однокурсников МСВУ

Новинка!

общее дело цикл фильмов

«Честь — никому!»

Фильм подготовлен к 60-летию Минского СВУ
наши спонсорыПартнеры БССК

Мы в Контакте.

Непотопляемая «Орша»

Мы продолжаем жить под эгидой «Года малой Родины». И это не просто словесное сопровождение нашей жизни, это тот период, когда мы должны научиться беречь все хорошее, что нажито нашими предками и не просто беречь, а сохранять и приумножать. Под силу ли такая задача каждому гражданину? Я думаю, что в этом деле найдет себя каждый. И хочу привести в пример высокий гражданский поступок офицера запаса, подполковника милиции Григория Андреевича Шагина.

Этот человек не только изучил героическую судьбу парохода «Орша» и его команды, но и сделал все возможное, чтобы это легендарное судно продолжило свой путь, пусть и в качестве туристического объекта на суше, являлось тем местом в Гомеле на берегу залива у реки Сож, где люди смогут многое узнать о славном боевом пути речного флота в годы Великой Отечественной войны.

Героическую лепту в победу над врагом внесли речники Пинской военной флотилии. В боевой строй с этими судами стал и пароход «Марат». Судно построили на Пинской судоверфи в 1902 году. И первоначальное его имя – «Орша». Пароход «крестили» четырежды: «Орша», «Марат», «Берестя», ДМ-03. Григорий Андреевич Шагин нашел интересный документ, где говорится, что еще 28 сентября 1919 года пароход призвали на службу военным морякам – был мобилизован и включён в состав Днепровской военной флотилии в качестве штабного корабля 1-го дивизиона. В связи с событиями тех лет «Марат» был вооружен двумя пулемётами. Довелось ему лежать и на речном дне. Но судно было благополучно поднято и восстановлено.

С особым волнением я узнала о судьбе «Марата» в Годы Великой Отечественной войны. Григорий Андреевич нашел на просторах интернета интервью со штурманом судна Файрузой Галиевой. В апреле 1941 года после окончания Казанского речного техникума штурман Галиева Файруза попала вторым помощником капитана на буксир «Марат». Вечером 21 июня буксир причалил в порту Пинск, что на Припяти. На следующее утро, в 4 часа, – оглушительный гром бомбёжки прервал мирный сон команды.

Под жестоким обстрелом пароход вывозил раненых из Гомеля в Киев. В конце концов, разрушенный, безжизненный город был сдан врагу 19 августа 1941 года.

Речникам была дана команда сойти на берег, а суда затопить. Было это 25 августа 1941 года. «Марат» пролежал на речном дне до 1947 года в 100 километрах от Гомеля. Жизнь в него вдохнули на Речицкой судоверфи. В 1959 году мирному труженику еще раз «поправили здоровье», но стал он уже не самоходным пароходом, а дебаркадером «ДМ-03».

Если бы не гражданский поступок офицера Шагина, со временем «Орша» ушла бы на металлолом. Сегодня же это уникальный артефакт, героический объект и отличное место для размышления о собственной роли в истории страны и малой родины, о чем мы сегодня много говорим и пишем. А можем и стать в единый строй с теми людьми, которые делают много полезного для своей малой и большой Родины.

Чернецкая Екатерина, 15 лет, 9 класс,

ГУО «Гомельское кадетское училище»

Комментарии закрыты.

WEBPAY

Общественное объединение «Белорусский союз суворовцев и кадет»
УНН 100116878
220012 Республика Беларусь, г. Минск, ул. Калинина, 30а, ком. 408
Прием пожертвований осуществляется круглосуточно

Карта сайта
Powered By English Spelling | Second Hand Cars Delhi | Individual Health Insurance